Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вход и регистрация

Планы работы ТРЦРТ «Пульсар»

Спутники сайта

Секция № 13 «Опыт и перспективы работы с детской одаренностью в сети центров гражданского образования Томской области: деятельностный подход в гражданском образовании»

30 октября 2012 года в рамках Всероссийской конференции «Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет» на базе МАОУ СОШ № 37 г. Томска состоялась работа секции «Опыт и перспективы работы с детской одаренностью в сети центров гражданского образования Томской области: деятельностный подход в гражданском образовании». На секции присутствовали 29 представителей научных образовательных организаций, руководителей и педагогов образовательных учреждений, руководителей Центров гражданского образования. Приветствовал участников Ю.А. Чистяков, начальник отдела развития государственно-общественного управления образованием ОГБУ «РЦРО».  В своем выступлении Юрий Александрович отметил, что региональная сеть Центров гражданского образования стала визитной карточкой Томской области.

Video not available

Первой выступила И.Н. Ванчугова, учитель истории, руководитель Центра МБОУ СОШ № 4 г. Асино, с докладом «Реализация программ одаренности и интенсивного развития ребенка как элемент гражданского образования». Одна из задач ЦГО – создание условий для развития одаренности. Ирина Николаевна считает, что Центры играют важную роль в выявлении одаренных детей. Гражданское образование способствует развитию способностей, самореализации ребенка, его культурной адаптации, формированию социально-общественной активности. Программа Центра «Быть гражданином» носит комплексный характер. В этой программе предлагаются модули: социальное проектирование, гражданин и государство, права человека. Занятия организуются в интерактивной форме. Ребята включаются в общественную деятельность. Перспективами  являются новые формы работы с одаренными детьми и молодежью, профессиональная подготовка.

Л.Г. Осинина, учитель истории МАОУ Гимназии № 6 г. Томска, выступила с докладом «Развитие детской одаренности через систему работы Центра гражданского образования «Школа лектора». Лариса Григорьевна сказала, что большое значение в гимназии  придается развитию творческих способностей одаренных детей и молодежи, воспитанию гражданина. Необходимо осуществлять поддержку одаренных детей в различных областях знаний и деятельности. Одной из задач педагогов Центра является помощь детям в том, чтобы научиться работать с литературой и участвовать в просветительской деятельности. Целевой аудиторией программы являются учащиеся 7 – 10 классов, которые имеют базовые первоначальные знания и хотят дальше развиваться. Л.Г. Осинина рассказала о реализации программы. В первую очередь нужно выявить одаренных детей, побеседовать с их родителями, затем необходимо изучить их интересы и в конце предложить образовательную программу. В действующей программе существует модуль «Психология общения»,  который ведет психолог. Это направление рекомендуется детям со «скрытой» одаренностью. Педагог-психолог помогает таким учащимся развиваться. Деятельностный подход, используемый в обучении, предполагает применение полученных знаний на практике. Большое внимание уделяется взаимосвязи аудиторной и самостоятельной работы (например, проведение социологических опросов в которых участвуют и родители).

Е.Б. Полякова, учитель истории и обществознания МАОУ Гимназии № 1 г. Томска, выступила с докладом «Опыт работы с одаренными детьми по гражданскому воспитанию на уроках и во внеурочной деятельности». Елена Борисовна считает, что счастье для учителя – когда твои ученики становятся добропорядочными гражданами. «Мозг хорошо устроенный стоит больше чем мозг хорошо наполненный». Е.Б. Полякова представила различные проекты, в которых участвовали воспитанники и педагоги гимназии.

Ю.В. Ряписова, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 86 ЗАТО Северск, выступила с докладом «Развитие социальной одаренности детей и молодежи в условиях деятельности муниципальной программы Центра гражданского образования «Школа социального успеха». Главный акцент сделан на системно-деятельностном подходе. Центр работает в режиме сетевого взаимодействия. Проходят  обучение все желающие из других школ города Северска. Новыми формами работы с одаренными детьми в Центе являются допрофессиональная подготовка обучающихся, а также обучение общественности. Контингент слушателей центра: 8 – 10 классы. Юлия Владимировна рассказала о формах работы. Это различные тренинги, социальное  проектирование. Обязательным компонентом является прохождение аттестации слушателями. Образовательную среду создают педагоги, слушатели, консультанты, родители, социальные партнеры, специалисты, представители местного сообщества. За семь лет слушателями Центра стали более 600 человек.

О.Б. Симонова, заместитель директора по УВР, учитель истории МБОУ Маганская СОШ с. Маганск Красноярского края, выступила с докладом «Опыт работы по организации гражданского образования через призму развития одаренности детей». Ольга Борисовна вначале прокомментировала выступления предыдущих докладчиков: «Мы движемся в одном направлении. Все докладчики упомянули о ФГОСах, никто не повторился.  Присутствует их понимание, но в каждом Центре ФГОСы реализуются по-разному». О.Б. Симонова отметила в своем выступлении, что подросток усваивает социальные нормы и правила поведения под руководством взрослых. Школа являются образцом правил поведения. Зачастую в семье школьники видят неправильную модель поведения.  Ольга Борисовна считает, что детей нужно учить быть активными, необходимо помогать им реализовать себя.

Во второй части секции педагогами МАОУ СОШ № 37 был представлен опыт работы Центра гражданского образования «Школа навигаторов».
Video not available

Первой выступила В.И. Яковенко, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ СОШ № 37 г. Томска, с докладом «Реализация ФГОС основного общего образования: программа воспитания и социализации обучающихся как ресурс общеобразовательной школы». Валентина Николаевна рассказала об основных положениях программы. Она считает, что основной задачей педагогов является направление своих учеников в нужное русло деятельности. Программа построена на базовых ценностях российского общества. В школе осуществляется системное воспитание. В.И. Яковенко отметила 8 направлений деятельности: духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, интеллектуальное, развитие ученического самоуправления, создание здоровьесберегающей среды и т.д. Основной социальный партнер МАОУ СОШ № 37 «Томскнефтехим»: каждую четверть премируют несколько успешных детей и педагогов, в том числе члены Управляющего совета.

Е.А. Баталова, заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 37, выступила с докладом «Я – лидер» программа лидерской эффективности». Эта программа рассчитана на школьников младшего подросткового возраста. В ходе реализации данной программы у детей 5-х классов формируются лидерские качества. Ярко выражена социальная активность. Евгения Анатольевна рассказала о структуре и основных положениях программы. Вся программа разбита на 9 занятий, одно занятие длится от часа до трех. Каждое занятие имеет теоретический блок и большое количество практики. Е.А. Баталова отметила, что форма деятельности и методы работы разнообразны. Основными формами являются психологические тренинги, дидактические игры, логические упражнения, диспуты, дискуссии. Продолжила рассказ о направлениях работы Центра Е.Л. Кукина, учитель физики МАОУ СОШ № 37, с докладом «Я-эколог»: особенности подготовки старшеклассников-консультантов к работе в Центре гражданского образования».

Затем выступили учителя физической культуры МАОУ СОШ № 37 Т.А. Гусельникова, Н.С. Чехунова и Т.И. Чехунова. В своих выступлениях они отметили важность формирования активной гражданской позиции на уроках физкультуры.

Т.А. Гусельникова в своем выступлении «Формирование гражданской позиции у обучающихся через комплексное использование традиционных и инновационных технологий на занятиях физической культурой» отметила, что урок физической культуры – инструмент для улучшения здоровья человека. Татьяна Сергеевна сказала о том, что необходимо воспитывать ценностное отношение к своему здоровью. Она уверена, что укрепляя свое здоровье – ученик занимает активную гражданскую позицию.

Н.С. Чехунова, отметила в своем выступлении «Развитие гражданских инициатив у обучающихся средствами физической культуры» необходимость вовлечения детей в различные спортивные церемонии. По ее мнению это способствует развитию знаний и формированию активной гражданской позиции.

Завершила выступления Т.И. Чехунова с докладом «Роль детского научного сообщества «Спортинфо» в развитии гражданственности у школьников». Татьяна Ивановна убеждена, что здоровье человека – важный показатель личного успеха. С 2011 года введен третий урок физкультуры, выделены дополнительные часы на физическое воспитание у младших школьников. На теорию отводится минимум времени, поэтому многие дети зачастую не понимают значение уроков физической культуры. Причиной агрессивного отношения школьников к урокам «физры» является неправильное семейное воспитание. Т.И. Чехунова  рассказала и о проблемах с которыми сталкиваются учителя физкультуры. Она считает, что даже в таких условиях можно и нужно развивать гражданственность на уроках физической культуры.

После посещения интерактивных занятий из тематики программы Центра гражданского образования «Школа навигаторов», участники секции поделились своими впечатлениями, отметили результативность используемых методов и профессионализм преподавателей. В проект резолюции были сформулированы следующие предложения:

К региональным и муниципальным органам управления образованием: «Создать организационные и финансовые условия для поддержки практико-ориентированных, деятельностных форм внеурочной деятельности, в том числе через реализацию программ гражданского образования».

К методическим и психологическим службам: дополнить пункт 4-ый «…, в том числе через деятельностные формы внеурочной деятельности».

К педагогам, работающим с одаренными детьми: поддержать п.6.

 Д.Е. Егорова, методист отдела развития государственно-общественного управления образованием ОГБУ «РЦРО»

Оставить ответ