Вход и регистрация

Планы работы РЦРО

Спутники сайта

Яндекс.Метрика

Круглый стол «От профильного обучения – к профильному образованию»

26 августа 2013 года в рамках IX-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок состоялся круглый стол «От профильного обучения – к профильному образованию».

Ведущая:  А.А. Лыба, зав. кафедрой сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО

Участникам дискуссии были предложены для анализа и обсуждения некоторые результаты регионального мониторинга реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (ознакомиться с результатами мониторинга можно на сайте ТОИПКРО). Результаты, представленные в диаграммах, убедительно свидетельствуют о том, что, несмотря на колоссальную работу, проделанную коллективами образовательных учреждений Томской области, основная задача Концепции так и не была решена. Речь идёт о «создании системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда (…), отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Более того, присутствовавшие в аудитории педагоги (а среди них были представители высшего, среднего профессионального образования, педагоги школ, педагоги-психологи ЦПК) были единодушны в том, что на старшей ступени общего образования создание такой системы в принципе невозможно, так как

a)      готовность к осознанному выбору профиля должна формироваться на протяжении, по крайней мере, всего периода обучения ребёнка в школе;

b)      выбор профиля – только первый шаг на пути профессиональной самореализации (речь идёт о становлении личности, готовой, помимо прочего, к непрерывному самообразованию и, как следствие, профессиональному росту).

Определяя, в чём сущностные отличия профильного обучения от профильного образования,  участники дискуссии выделили следующие позиции:

  • образование – это единство обучения и воспитания;
  • образование предполагает наличие разных уровней результативности;
  • образование обладает такими характеристиками, как длительность, непрерывность, преемственность, а следовательно, системность;
  • результатом образования с большей степенью вероятности, чем в процессе обучения, становятся  компетенции;
  • образование, в отличие от обучения, не может быть реализовано вне деятельностного подхода.

Следующим этапом дискуссии стало осмысление того, как может быть осуществлён переход от профильного обучения к профильному образованию. Присутствующие согласились с тем, что этот вопрос не может рассматриваться вне социально-экономического контекста жизнедеятельности региона: построение модели профильного образования в Томской области сопряжено с необходимостью

  • учёта динамики рынка труда и уровня благосостояния населения региона;
  • повышения информационной культуры общественности в целом и информированности участников образовательного процесса в частности о характере наиболее востребованных в регионе профессий, возможности овладения ими и социальных гарантиях для каждого профессионального сообщества;
  • формирования ценностных ориентиров (в том числе, и через уточнение понятия качество образования);
  • повышения престижности разных профессий, в том числе, рабочих.

Для осуществления перехода от профильного обучения к профильному образованию необходима согласованная деятельность на всех организационных уровнях системы образования: федеральном, региональном, муниципальном, школьном. В связи с этим участники дискуссии сформулировали некоторые предложения для рассмотрения органами управления образованием разных организационных уровней.

1.      На федеральном уровне:

Закрепление за выпускниками учреждений профессионального образования без ограничения возможности самостоятельного трудоустройства по полученной специальности. Эта мера, с одной стороны,  поможет защитить конституционные права выпускников учреждений профессионального образования на труд; с другой стороны, гарантирует государству хотя бы частичное возмещение затрат на подготовку специалистов.

2.      На региональном уровне:

  • Рассмотреть возможность предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям, создающим площадки профессиональных проб для обучающихся профильных классов, а также принимающих на работу выпускников учреждений профессионального образования;
  • Создать открытую информационную площадку для учреждений общего образования, на которой аккумулировались бы сведения о существующих вакансиях; перспективах развития рынка труда; способах получения профессионального образования; особенностях той или иной профессии, в том числе, требования к претендентам и условия труда и проч.;
  • Рекомендовать учреждениям профессионального образования активизировать деятельность по разработке и созданию профильных образовательных программ, программ элективных курсов, учебников, в том числе, на метапредметной основе для системы общего образования (по аналогии с курсами, разработанными преподавателями лесотехнического техникума «Лес, компьютер и я», «Ландшафтный дизайн»; разработанной авторским коллективом эколого-образовательной моделью «Мирный атом» и проч.);
  • Стимулировать разработку виртуальных площадок для осуществления профессиональных проб;
  • Развивать взаимодействие «общее образование – профессиональное образование – рынок труда».

3.      На муниципальном уровне:

  • Активизировать деятельность учреждений профессионального образования по проведению образовательных событий для школьников;
  • Создавать условия для внедрения дистанционных форм взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе, для освоения образовательных программ;
  • Способствовать возрождению на новом уровне учебно-производственных центров там, где это возможно и эффективно;
  • Способствовать  повышению эффективности использования ресурсов бизнес-инкубаторов.

4.      На уровне образовательного учреждения:

  • Разработать систему профильного образования, включающую
    • диагностику способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями;
    • профориентационную работу на всех ступенях общего образования на основе анализа состояния и перспектив развития рынка труда;
    • организацию социальных и профессиональных проб, в том числе, виртуальных;
    • взаимодействие с учреждениями профессионального образования; учреждениями дополнительного образования детей, в том числе, Центром планирования карьеры; службами занятости населения; предприятиями и организациями, осуществляющими деятельность на данной территории.
    • Способствовать совершенствованию условий реализации профильного образования, в том числе, кадровых.

Организаторы работы секции выражают благодарность всем участникам дискуссии. Особая благодарность за активную работу и готовность к сотрудничеству с общеобразовательными учреждениями А.А. Меденцеву, заместителю директора по научно-методической работе Томского лесотехнического техникума, к.п.н., и Г.Ю. Титовой, декану педагогического факультета Томского государственного педагогического университета, к.п.н.

 На главную

Оставить ответ