Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вход и регистрация

Планы работы ТРЦРТ «Пульсар»

Спутники сайта

Круглый стол «Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания в реализации ФГОС»

26 августа 2013 года в рамках IX-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок состоялся круглый стол «Проблемы духовно-нравственного развития и  воспитания в реализации ФГОС», в котором приняли участие 31 человек – учителя начальных классов, истории, русского языка и литературы, биологии, ИЗО, заместители директоров по УВР, методисты муниципальных органов управления образованием, преподаватели ТГПУ, ТОИПКРО, сотрудники ОГАУК «Центр татарской культуры», священники Томской епархии РПЦ.

Ведущий Круглого стола: О.А Котиков, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО.

На Круглом столе выступили:

  1. О.В. Шушпанова, председатель Комитета развития образовательных систем Департамента общего образования Томской области. «Задачи духовно-нравственного развития и  воспитания в контексте реализации ФГОС».
  2. О.А. Котиков, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО. «О проблемах духовно-нравственного развития и  воспитания в условиях множественных реформ образования».
  3. А.Н. Кошечко, доцент ТГПУ, координатор курса ОРКиСЭ в Томской области. «Базовые ценности русской культуры»
  4. Е.Ю. Ушакова Елена, учитель английского языка, истории, ОРКиСЭ МБОУ «Поросинская СОШ» Томского района. «Проблемы преподавания курса ОРКиСЭ в сельских школах».
  5. Е.П. Ромаданова, заместитель директора НОУ «Гимназия «Томь»» г.Томска. «Православная составляющая русской литературы».
  6. В.А. Куренкова, учитель русского языка и литературы МАОУ «Северский физико–математический лицей». «Методы и приемы приобщения родительской аудитории к православной культуре».
  7. Н.А. Гузикова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО. «Место и роль духовно-нравственного воспитания в профилактике правонарушений и наркомании».
  8. О.Г. Михайлова, учитель русского языка и литературы, Беккер Наталья Владимировна, учитель начальных классов. «Духовно-нравственное воспитание в условиях светской школы».
  9. О.В. Петрова, заместитель директора МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района. «Пути реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сельской школе».
  10. Е.Ш. Сафиуллина, учитель истории МБОУ «Чернореченская СОШ» Томского района, главный специалист по информационным и международным связям. «Исламская культура как составная часть культуры России».

Участники высказались по проблемам и внесли предложения в проект Резолюции. Предложенный проект Резолюции был принят за основу. Кафедре педагогики и психологии ТОИПКРО было поручено текст Резолюции доработать в соответствии с замечаниями и предложениями участников. Ниже – текст Резолюции Круглого стола, подготовленный с учетом высказываний и письменных предложений:

РЕЗОЛЮЦИЯ Круглого стола «Проблемы духовно-нравственного развития и  воспитания в реализации ФГОС», МАОУ СОШ №40 г.Томска, 26 августа 2013 г.

 Мы, участники Круглого стола, обсудив проблемы духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России при внедрении новых стандартов образования и реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,

Пришли к согласию в том, что:

  • Одной из основных функций образования является консолидация нации.
  • Основой единства нации являются духовно-нравственные ценности.
  • В соответствии с принципом целостности образование должно включать знания о религиозных культурах как важнейшей части большинства культурных традиций и о религиозном мировоззрении как части ряда научных дисциплин, а также обеспечивать духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.
  • В нормативных документах, касающихся деятельности образовательных учреждений на территории Российской Федерации, духовно-нравственное развитие и  воспитание личности обозначено как приоритетное направление, занимающее центральную часть в образовательной деятельности по реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Однако в настоящее время в Томской области можно отметить наличие определенных проблемных ситуаций, препятствующих отмеченному выше пониманию значения и роли духовно-нравственного воспитания:
    • многие работники образования еще не восприняли новое содержание и требования новых стандартов общего образования и нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    • среди педагогов и родителей сохраняется убеждение, что от государства отделена не только церковь как организация, но и религиозная культура и религиозное мировоззрение;
    • в нормативных документах отсутствует определение допустимого типа духовности, что позволяет сохранять настороженное отношение к традиционным религиозным культурам или допускать в образовательной деятельности обращение к нетрадиционным религиям и негативную духовность;
    • в связи с отсутствием четких рекомендаций учреждения образования воздерживаются от возможностей партнерства с организациями традиционных конфессий;
    • в практике патриотического воспитания, в организации профилактики правонарушений и наркомании, в воспитательной деятельности не используется в полной мере потенциал духовно-нравственного воспитания на основе традиционных религий;
    • существует потребность в методических материалах по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания, а также в методических пособиях по модулям курса ОРКиСЭ;
    • существует потребность в регулярном обмене позитивным опытом по организации духовно-нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях.

Опираясь на содержание и требования новых федеральных государственных образовательных стандартов, а также учитывая обозначенную в «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2018 годы» качественно новую роль воспитательной деятельности (составной частью которой является духовно-нравственное воспитание), и в связи с результатами обсуждения мы считаем целесообразным в Томской области:

  1. Создать региональный межведомственный Координационный совет по вопросам духовно-нравственного развития и  воспитания личности.
  2. Разработать региональную целевую программу духовно-нравственного развития и  воспитания личности жителя Томской области с учетом принципа неразрывности светской и религиозной культур.
  3. Включить во все оценочные процедуры анализ соответствия образовательной деятельности требованиям Концепции духовно-нравственного развития и  воспитания личности гражданина России.
  4. Включить в госзадание ТОИПКРО систему повышения квалификации по вопросам духовно-нравственного развития и  воспитания личности. При этом включить вопросы духовно-нравственного развития и  воспитания личности в инвариантную часть курсов ПК, а также увеличить объем деятельностных/активных форм ПК.
  5. Разработать систему поощрения достижений в сфере духовно-нравственного развития и  воспитания личности в Томской области.
  6. Обратить внимание работников образования, что носителями базовых национальных духовных ценностей России являются народ, семья и традиционные российские религиозные объединения.
  7. Одобрить опыт внедрения программ «Социокультурные истоки» и «Духовная культура Отечества» в образовательных учреждениях Томской области.
  8. В соответствии с возрастными особенностями на основе форм и методов духовно-нравственного развития и  воспитания разработать ряд типовых школьных программ по профилактике правонарушений и наркомании, а также программы военно-патриотического воспитания в качестве профилактики девиантного поведения.
  9. Организовать региональный банк методических разработок по модулям курса ОРКиСЭ, позволяющих добиться более качественного обучения.
  10.  Организовать периодический выпуск методических материалов по вопросам духовно-нравственного развития и  воспитания личности.
  11. Подготовить методические рекомендации по организации партнерства и допустимым формам взаимодействия школ с социальными партнерами в вопросах духовно-нравственного развития и  воспитания личности.
  12. Регулярно проводить семинары-совещания по проблемам духовно-нравственного развития и  воспитания на базе экспериментальных и стажировочных площадок всех уровней.
  13. Годовой план мероприятий и конкурсов по вопросам духовно-нравственного развития и  воспитания публиковать к началу учебного года.
  14. Разработать систему тиражирования позитивного опыта образовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания и развития.

 Эксперт-аналитик: О.А. Котиков, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО

 На главную

Комментирование запрещено.