Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вход и регистрация

Планы работы ТРЦРТ «Пульсар»

Спутники сайта

Лаборатория «Непрерывное экологическое образование: повышение качества и эффективности»

26 августа 2013 года в рамках IX-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок состоялась работа лаборатории сетевого регионального проекта «Непрерывное экологическое образование: повышение качества и эффективности».

Участники дискуссии обменялись мнениями о проблемах в сфере экологического образования, заслушали выступления о целях, трудностях, противоречиях, путях повышения результативности в данной области и единодушно заявили о несомненной пользе подобных встреч. В этом году форма организаторами была предложена нестандартная форма общения: все участники  распределись по группам, которые в процессе работы должны были ответить на вопросы, касающиеся современного состояния и противоречий в школьном экологическом образовании; что может служить критерием оценки эффективности экологического образования; что включает понятие «экологические компетенции»; о деятельностном подходе в реализации схемы «экологическая грамотность» — «экологическая компетенция» — «экологическое сознание»; о том, что необходимо для создания и успешного развития эколого–образовательной среды в учебном заведении. Свои ответы каждая из групп презентовали в виде дерева ЭО, от корней до плодов, обосновывая свое видение обсуждаемых проблем.

По итогам заслушанных выступлений и последующего обмена мнениями, рабочая группа из состава организаторов деятельности лаборатории подготовила резолюцию, в которой были обозначены проблемы, имеющиеся в сфере экологического образования, и намечены пути их решения:

Резолюция

            В работе круглого стола приняло участие 45 участников, не считая модератора и докладчиков, среди которых были представители образовательных учреждений (средних школ, дополнительного образования, детских садов, колледжей) и экологической общественности Томской области, представители ОГБУ «Облкомприрода». Были заслушаны 4 доклада по обозначенной в программе тематике и 5 выступлений по итогам работы групп в режиме мозгового штурма, обсуждавших вопросы качества и эффективности ЭО.

По результатам обсуждения ключевых проблем, обозначенных в программе,  участники

ОТМЕТИЛИ:

  1. Своевременность и важность дискуссии, удачную форму работы (интерактивная, групповая деятельность), позволяющую за короткий промежуток времени высказаться каждому участнику.
  2. Наличие в Томской области потенциальных ресурсов для становления системы непрерывного экологического образования и просвещения, о чем свидетельствует позитивный опыт большого числа учреждений общего среднего, профессионального и дополнительного образования, общественных организаций, целенаправленно и системно осуществляющих работу в области экологического образования и воспитания.

Вместе с тем в выступлениях были обозначены явления и процессы, негативно отражающиеся на развитии системы непрерывного экологического образования и просвещения, в том числе участники круглого стола

ОПРЕДЕЛИЛИ:

  1. Экологическое образование в регионе осуществляется, зачастую, только в рамках внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности, не является обязательным учебным предметом в системе образования. Ощущается явная нехватка новых образовательных программ по экологии для школы и обеспечивающих ее учебников.
  2. Нормативные, организационные условия реализации целей и задач НЭО нуждаются в постоянном обновлении.
  3. Отсутствуют экономические стимулы для развития экологического образования:  педагоги, работающие в этой области, зачастую осуществляют эту деятельность по собственной гражданской инициативе и без какой-либо финансовой, а иногда и моральной поддержки.
  4. Наблюдается нехватка высокопрофессиональных  педагогических кадров, способных развивать экологическое образование: зачастую часы экологии заменяются на биологию, БЖД и ведутся случайными людьми, у которых просто не хватает в нагрузке часов.
  5. Не хватает постоянного, взаимозаинтересованного рабочего взаимодействия участников образовательного процесса с законодательной и исполнительной властью, которая пока не уделяет достаточного внимания вопросам экологического образования и просвещения.
  6. Развивающееся сотрудничество между образовательными учреждениями, общественными объединениями, работающими в области экологического образования и просвещения, носит, к сожалению, фрагментарный, эпизодический, а не системный характер.

РЕКОМЕНДОВАЛИ:

  1. Одобрить идею издания журнала для педагогов региона по НЭО.
  2. Шире использовать возможности сетевого взаимодействия в ЭОВ.
  3. Рассмотреть на заседании Координационного Совета по НЭО возможность создания в регионе ассоциации по непрерывному экологическому образованию и просвещению (с привлечением широкого круга всех заинтересованных участников).

 На главную

Оставить ответ