Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вход и регистрация

Планы работы ТРЦРТ «Пульсар»

Спутники сайта

Стажировка руководителей ОУ в Красноярской университетской гимназии № 1 – «Универс»

28-30 января 2014 года 14 руководителей образовательных учреждений Верхнекетского района Томской области прошли стажировку на базе Красноярской университетской гимназии № 1 – «Универс» по теме «Теория и практика организации образовательного пространства подростковой школы в условиях реализации ФГОС основного образования». Стажировка была организована отделом маркетинга в рамках сетевой ДПОП «Инновации в образовании».

Гимназия «Универс» — Школа взросления.

Красноярск  встретил нас крепким январским морозцем. И город сразу стал нам родным и близким, ведь наш педагогический десант из Томской области,  и к морозам нам не привыкать.

Гостиница «Огни Енисея», потрясающий мост, соединяющий части города, незамерзающий Енисей, величавый театр оперы и балета, яркая Театральная площадь, великолепное здание краеведческого музея, высоченная ёлка и башня Биг-Бена… А  нас уже ждала знаменитая гимназия «Универс».

Ключевой вопрос,  с которым мы обратились к опыту этой школы  — «Теория и практика организации образовательного пространства подростковой школы в условиях реализации ФГОС основного образования»,  был в центре внимания руководителей образовательных учреждения Верхнекетского района, ведь вслед за введением ФГОС в начальную школу, все образовательные учреждения России готовятся к подобным преобразованиям и в основной школе.

Образовательная идея гимназии:  «Универс» — это школа взросления, поэтому подход к организации школьного пространства опирается на основы психологической науки о возрастных особенностях детей каждого уровня образования. Ведущей содержательной идеей является педагогическая система развивающего обучения (Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова). Результатом становится индивидуальный прогресс каждого учащегося: формирование самостоятельности, универсальных компетентностей, предметных умений. В соответствии с этим педагогическая деятельность коллектива направлена на три типа результатов: академические, компетентностные (в первую очередь развитие мышления) и  возрастные (учебная самостоятельность).

Подростковая  ступень – это очень сложный и одновременно важный период в жизни ребёнка. Психологические особенности этого возраста требуют совершенно особых  подходов к его образованию и воспитанию.  Это прекрасно понимают в гимназии, поэтому модель образовательного пространства подростковой школы, которую блестяще представила в своём выступлении её директор Е.А.Енгуразова, строится  на идее организации образовательного пространства: от класса к мастерским и лабораториям, от урока к учебным проектам и исследованиям. Ведущий тип деятельности, образно запечатлённый в слогане «Не для школы, для жизни учимся»,  – социальная проба, экспериментирование и проектирование.

Урочные формы различаются на уроки постановки и решения учебной и учебно-исследовательской задачи. В гимназии разработаны и успешно реализуются  неурочные формы образовательной деятельности – занятия, где подростку предоставляется возможность для выбора типа деятельности: практикум, тренинг, «музейный урок», студия, погружение, выездная школа.

Расширяющей образовательное пространство  формой образовательной деятельности  подростка становятся курсы по выбору (их разнообразную содержательную компоненту представила Н.В.Филатова), клубы, студии, образовательные события, объединяющие педагогов, учащихся, родителей и даже обсуживающий персонал. Совершенно феноменальным событием для всей гимназии становится  празднование «106 дня» рождения школы.

В рамках семинара мы посетили вводное занятие свободного выбора семиклассников курса «Книжная графика». Руководитель В.А.Лагута покорила аудиторию эрудицией, демократичным стилем общения, творческой, позитивной энергией и увлечённостью своим делом. Занятие выстроено в деятельностном подходе, направлено на конечный продукт – авторское произведение в технике «монотипия».  При этом педагог обогащает ребёнка новой для него информацией об этапах развития книжной графики, иллюстрируя свой рассказ слайдами компьютерной презентации.   Важно, что педагог договаривается с ребятами не только о продукте, завершающем курс, демонстрируя проекты прошлого года (книги, выполненные собственными руками, начиная от текста, оформленного готическим шрифтом, и заканчивая авторскими иллюстрациями), что очень важно для ребёнка этого возраста, но и заканчивает каждое занятие выполненным мини-проектом.

Образовательное пространство подростковой школы максимально, избыточно насыщено событиями, поддерживающими и развивающими детскую инициативу: спектакли, конференции, видеофестивали, «Зарница», конкурсы,  турслёт, военно-спортивные игры, исторические реконструкции, спортшоу…

Мощно разработано в гимназии крайне важное направление работы в подростковой школе — организация интеллектуально-творческих игр. Игра! Ничто лучше не может раскрыть потенциал ребёнка и развить его интеллект и способности.  Впечатляют уже сами названия игр: от известных «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?» до авторских «Самый умный», «Интеллектуальный кубок»,  «IT-игра», «Клуб РО». Но замечательно, что это не разрозненный набор мероприятий, а строгая, выверенная этапность каждого события, которая позволяет постепенно выстраивать личностный прогресс ребёнка. Структурность  этой работы и даёт необходимый результат: ребёнок понимает, что сегодняшний результат – это не конечный его результат, новые победы впереди!

Содержательный и глубокий  ответ на свой главный вопрос мы, конечно же, получили, но, кроме этого познакомились с историей  и общим укладом школьной жизни гимназии, с моделью начальной и старшей школы, организацией дополнительного образования, с системой контрольно-оценочных процедур и организацией методической работы.

Большое спасибо административной команде и педагогическому коллективу гимназии «Универс» за выступления, экскурсии, открытые занятия, предоставленный материал, за доброжелательность и открытость. Отдельные слова благодарности за активную работу в течение трёх дней выражаем представителям администрации гимназии «Универс», а именно И.В.Скруберту, директору гимназии, О.И. Свиридовой, заместителю директора по НМР, А.А.Ковалю, заместителю директора по ВР в подростковой школе, Е.А.Енгуразовой, директору подростковой школы, О.Г.Баландину, директору старшей школы, Т.В.Авановой, директору начальной школы.

Гимназия «Универс» даже при наличии охранников при входе, поразительно открытое образовательное учреждение. Этот вывод мы сделали, знакомясь со школой изнутри, гуляя по её коридорам. Приятно удивило обилие самой разной информации на её стенах: объявления о кастинге на конкурс «Голос», о проведении очередной репетиции в «Балаганчике», о занятии в «Литературном лицее», о вакансии в инструментальном ансамбле, об очередной акции «Звезданутые», об экскурсии в музей и  просто стихи  Владимира Высоцкого, высказывания о блокадном Ленинграде…. Это ли не показатель вписанности школы в нашу большую, сложную жизнь.   Гимназия «Универс» не только школа взросления, но ещё и школа, открытая жизни.

Находясь в гимназии, мы постоянно чувствовали гордость и ответственность педагогов, учащихся, родителей, обсуживающего персонала  за честь гимназии, её лицо, её статусность.  А, увидев на одном из зданий гимназии (а их у неё четыре!) своеобразное откровение педагогов: «Когда мы выпускаем своих детей, мы доверяем им Вселенную», мы, безусловно, поверили им, потому что уже сейчас они им доверяют самостоятельно жить и взрослеть.

Н.Б. Мурзина, заместитель директора по НМР, МБОУ «Белоярская СОШ №1» Верхнекетский район Томской области

Оставить ответ