Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вход и регистрация

Планы работы ТРЦРТ «Пульсар»

Спутники сайта

Лаборатория «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях ФГОС»

26 августа 2014 г. в рамках X-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок состоялась лаборатория «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях ФГОС», в которой приняли участие 25 педагогов Томской области.

Ведущий лаборатории: Е.А. Филимонова, старший методист отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО», учитель-дефектолог.

В работе лаборатории приняло участие 25 педагогов из 15 общеобразовательных организаций 6 муниципальных образований Томской области (г. Томск, ЗАТО Северск, г.о. Стрежевой, Кожевниковский, Кривошеинский, Молчановский районы).

Среди участников: заместители директора (2 чел.), заместитель заведующего (1 чел.), учителя-предметники (5 чел.), учителя начальных классов (4 чел.), учителя-дефектологи (2 чел.), учителя-логопеды (3 чел.), педагоги-психологи (6 чел.), старший методист (1 чел.), преподаватели Томского государственного педагогического университета (1 чел.).

Основными задачами лаборатории стало обсуждение проблем и перспектив профессиональной деятельности педагогов, презентация позитивного опыта педагогов по сопровождению детей с ОВЗ и индивидуальными психофизическими особенностями в условиях общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений Томской области.

Педагогическое взаимодействие началось с выступления Е.А. Филимоновой на тему «Профессиональные компетенции педагога, необходимые для сопровождения детей с особенностями психофизического развития». Она отметила позитивные изменения в региональной системе образования (вступление в силу Федерального Закона «Об образовании в РФ»; принятие ФГОС дошкольного, начального, основного, среднего общего образования; увеличение расходов на сферу образования в бюджете Томской области; улучшение качества услуг дошкольного образования; создание условий для получения качественного образования всеми категориями обучающихся, в том числе детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами; обновление содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС; развитие сетевого взаимодействия и социального партнерства по внедрению передовых практик и инновационных моделей и др.).

Особый интерес собравшихся вызвало представление опыта коррекционной работы учителей-логопедов и учителей-дефектологов, работающих с детьми, психофизическое развитие которых осложняется речевыми и познавательными нарушениями.

С.Л. Вдовина, учитель-логопед МБОУ «СОШ № 83» ЗАТО Северск, в выступлении «Модель сопровождения обучающихся с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов в образовательном учреждении» представила деятельность службы сопровождения, основные направления и формы логопедического сопровождения обучающихся, методику Т.А. Фотековой на диагностику устной и письменной речи, мониторинг эффективности системы сопровождения младших школьников с ОВЗ (текст).

Н.А. Мёдова, учитель-дефектолог, к.п.н., ТОГКОУ школа-интернат для обучающихся III-IV вида № 33 г. Томска, старший преподаватель ФГБОУ ВПО ТГПУ («Дидактическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения с учётом требований ФГОС») представила вниманию педагогов игровую технологию В.В. Воскобовича, которая позволяет включить в образовательный процесс дидактический материал, ориентированный на структуру психофизического нарушения и возраст детей; обеспечивает социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста (текст).

А.И. Сергеева, учитель-логопед, старший преподаватель, аспирант ФГБОУ ВПО ТГПУ («Интерактивные формы работы с родителями детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС»), отметила, что в настоящее время изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка является наиболее естественным и эффективным контекстом развития в дошкольном детстве. Следовательно, необходимо внедрять интерактивные формы работы учителя-логопеда с воспитателями дошкольного учреждения и родителями воспитанников с речевыми нарушениями (текст).

Учителя начальных классов представили опыт сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и двигательной активностью (СДВГ), продемонстрировали специальные дидактические пособия, позволяющие скорректировать отвлекаемость и расторможенность школьников с СДВГ. В выступлениях были даны рекомендации по формированию в детской среде толерантных взаимоотношений; использованию на уроках английского языка технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), способствующей развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).

«Формы и методы работы с младшими школьниками, страдающими СДВГ в условиях ФГОС», В.М. Емельянова, учитель начальных классов МАОУ лицей № 7 г. Томска (тескт);

«Формирование толерантных взаимоотношений в коллективе младших школьников, имеющих психофизические особенности развития», С.Е. Десинова, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 37 г. Томска (текст);

«Из опыта работы: дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью», Г.А. Яркеева, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 54 г. Томска (текст);

«Учет психофизических особенностей обучающихся начальной школы на уроках английского языка», Т.Ю. Алексеева, учитель английского языка МАОУ СОШ № 54 г. Томска (текст).

Группа педагогов ТОГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная Школа-интернат № 15 I, II вида» представили коррекционно-адаптивные методики и технологии, используемые в процессе психолого-педагогического сопровождения глухих и слабослышащих детей в условиях школы-интерната:

«Традиционные, инновационно-образовательные технологии как фактор совершенствования детей с ограниченными возможностями сенсорной сферы в рамках ФГОС», Р.И. Моисеева, учитель начальных классов, педагог-психолог (текст);

«Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с нарушениями слуха в начальной школе», Т.П. Мурина, учитель начальных классов, председатель Методического объединения учителей начальных классов;

«Формирование личностных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ через развитие творческих способностей», О.Н. Копылова, учитель биологии, и И.Г. Крицкая, учитель музыкально-ритмических занятий.

Таким образом, сурдопедагоги и сурдопсихологи отметили, что сочетание традиционно-коррекционных и инновационно-образовательных технологий (адаптивные, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, проектные, контрольно-корректирующие, интерактивные) выступает как фактор эффективного психолого-педагогического и социального сопровождения детей с сенсорными нарушениями, обеспечивает естественный переход на ФГОС.

Особой эмоциональностью и практической направленностью отличался опыт коррекционной работы педагогов-психологов в сотрудничестве с педагогами-предметниками:

«Взаимодействие музыкального руководителя и психолога в процессе социализации детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования», И.Н. Веденина, педагог-психолог инклюзивного образования, и Н.В. Анисимова, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №11» ЗАТО Северск (текст);

«Проблемы социализации детей с ОВЗ (из опыта работы)», Е.М. Карпович, педагог-психолог МБОУ «Могочинская СОШ имени А.С. Пушкина» Молчановского района (текст);

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями развития во время организации летней профильной смены «Велоклуб «Самокат», Н.В. Лютько, педагог-психолог МБОУ «Кривошеинская СОШ» (текст).

Данные педагоги использовали музыкальные заставки, тематические фотографии, видеоролики о высоких достижениях детей с ОВЗ, создали позитивную эмоциональную атмосферу, включив участников лаборатории в музыкально-ритмические и подвижные игры с предметами и музыкальными инструментами.

Таким образом, в рамках лаборатории педагоги:

  1. Рассмотрели проблемы и перспективы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с проблемами в развитии.
  2. Изучили профессиональные компетенции педагога, необходимые для сопровождения детей с особенностями психофизического развития и ОВЗ (знание закономерностей и кризисов детского развития; умение выявлять особенности психофизического развития в процессе наблюдения за детьми; готовность к взаимодействию с психолого-медико-педагогическим консилиумом; владеть специальным категориальным аппаратом («анамнез», «ретардация», «асинхрония», «дисфункция», «генезис», «девиация», «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «дезадаптация», «депривация» и др.; умение составлять программы индивидуального развития и комфортную образовательную среду в образовательных организациях всех типов; навык составления характеристики ребенка с учетом психолого-педагогических и социальных особенностей его развития; знание стилей, моделей системы семейного воспитания; владение инклюзивными технологиями обучения, воспитания, коррекции; умение развивать у обучающихся универсальные учебные действия, социальное поведение, навыки поликультурного общения, толерантность и др.).
  3. Представили опыт психолого-педагогического и социального сопровождения детей с особенностями психофизического развития.
  4. Отметили необходимость систематически проводить образовательные мероприятия по распространению практического опыта коррекционной работы педагогов Томской области.

 Е.А. Филимонова, старший методист отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО»

 На главную

Оставить ответ