Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вход и регистрация

Планы работы ТРЦРТ «Пульсар»

Спутники сайта

О проведении лаборатории «Как воспитать гражданина в школе»

Рисунок120 августа 2015 г. в рамках XI-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок состоялась лаборатория по теме: «Как воспитать гражданина в школе», в которой приняли участие 44 специалиста муниципальных органов управления образования, руководители, педагогические работники, родители обучающихся, профессиональные эксперты образовательных организаций.

Ведущие: Е.В. Захарова, заместитель директора по организационно-методической работе ОГБУ «РЦРО»; Ю.А. Чистяков, начальник отдела развития государственно-общественного управления образованием ОГБУ «РЦРО».

В начале работы лаборатории были представлены основные результаты реализации регионального проекта «Развитие социального проектирования в образовательных учреждениях Томской области на 2010–2015 годы» (Е.В. Захарова, координатор проекта), регионального проекта «Развитие государственно-общественного управления образованием Томской области на 2010–2015 годы» (Ю.А. Чистяков, координатор проекта).
Для дальнейшей работы все участники разделились на три аналитических группы. Задача каждой группы – выделить потенциал и дефициты в деятельности базовых организаций за 2010-2015 гг, которые необходимо учесть при разработке и реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

Были заслушаны выступления об опыте образовательных организаций по участию в реализации региональных проектов:

  • «Формирование гражданской идентичности обучающихся: успехи, трудности, перспективы», Л.А. Михеева, учитель истории и обществознания, руководитель ЦГО «Перспектива» МБОУ «СОШ № 196» ЗАТО Северск;
  • «Из опыта работы Управляющего совета Улу-Юльской школы», А.Ю. Широких, директор МАОУ Улу-Юльская СОШ Первомайского района;
  • «Достижение метапредметных результатов через реализацию программы Центра гражданского образования», И.Н. Ванчугова, учитель истории МАОУ СОШ № 4 г. Асино;
  • «Развитие личностных компетенций обучающихся через Центр гражданского образования», Е.А. Познахарёва, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Кривошеинская СОШ» Кривошеинского района;
  • «Внедрение технологий гражданского образования в деятельность сельской школы», Н.А. Давыдова, директор МКОУ «Высокоярская СОШ» Бакчарского района;
  • «Эффективность участия в проектах ОГБУ «РЦРО» в условиях сельской школы», Т.А. Безвинная, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Кожевниковская СОШ № 1» Кожевниковского района.
  • «Социальное проектирование в малокомплектной школе», Н.Н. Степанова, педагог-организатор МБОУ Ежинская ООШ Первомайского района;
  • «Развитие социального проектирования в МБОУ Комсомольская СОШ», Г.С. Хомякова, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Комсомольская СОШ Первомайского района;
  • «Социально значимые проекты как средство формирования УУД обучающихся начальной школы», Г.П. Рыбакова, учитель начальных классов МАОУ Сергеевская СОШ Первомайского района;
  • «Механизмы вовлечения учащихся в активную социальную практику», В.А. Белоусова, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр дополнительного образования детей Первомайского района;
  • «Подпроект «Клуб юных физиков в школе» как реализация естественно-научного направления инновационного проекта МБОУ «Шегарская СОШ № 2», Е.П. Ламеко, учитель физики МБОУ «Шегарская СОШ № 2» Шегарского района.

По итогам выступлений коллег аналитические группы отметили наличие следующего потенциала образовательных организаций для разработки воспитательной программы.

  1. Создание качественных условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся.
  2. Создание толерантной среды в образовательной организации.
  3. Активное формирование позитивного внутреннего и внешнего имиджа образовательной организации, системы общего образования.
  4. Повышение открытости образовательной организации, повышение качества средств информирования и каналов коммуникаций.
  5. Появление новых лидеров, социально-ориентированных обучающихся, педагогов и родителей.
  6. Значительная включенность участников образовательных отношений в управление и самоуправление образовательной организацией, повышение привлекательности для авторитетных стейкхолдеров.
  7. Снижение правонарушений обучающихся.
  8. Продуктивное взаимодействие служб образовательной организации и участников образовательных отношений.
  9. Устойчивые каналы горизонтального сетевого взаимодействия образовательных организаций.
  10. Рост привлеченных финансовых и иных ресурсов из бюджетных и внебюджетных источников.
  11. Наличие:
  • апробированных программ Центров гражданского образования;
  • опыта командной работы, организации проектной деятельности;
  • реализованных социальных проектов;
  • социальных партнеров;
  • моделей организации внеурочной деятельности;
  • опыта организации мероприятий, реализации проектов муниципального и регионального уровня;
  • программ профориентации;
  • опыта привлечения для работы в сельскую местность профессионалов из числа бывших выпускников;
  • опыта использования информационных технологий в гражданском образовании;
  • опыта формирования портфолио обучающихся, педагогов;
  • механизмов обмена опытом и повышения квалификации по вопросам организации социального проектирования;
  • опыта партнерства с предприятиями реального сектора экономики.

Среди дефицитов (проблемных вопросов) для образовательных организаций аналитики выделили следующее.

  1. Низкая мотивация, отсутствие необходимых специалистов, творческих молодых педагогических работников, для разработки и реализации компетентностных программ, использования деятельностных технологий, в т.ч. социального проектирования.
  2. Недостаток ресурсного, финансового обеспечения перспективных направлений деятельности.
  3. Загруженность педагогических работников и обучающихся, отсутствие навыков или возможностей для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
  4. Формализация деятельности Управляющих советов.
  5. Недостаточная эффективность выстраивания партнерских отношений.
  6. Дефицит взаимопонимания между учителями и родителями, низкая включенность родителей в образовательную деятельность обучающихся.
  7. Неразвитость системы стимулирования поощрения социальной активности участников образовательных отношений, партнеров.
  8. Низкая динамика развития сетевого взаимодействия.
  9. Отсутствие согласованного подхода к оценке образовательных результатов, единого инструментария для мониторинга образовательной деятельности.
  10. Низкая информированность населения о результатах социально-полезной деятельности образовательной организации, недостаток просвещенческих и пропагандистских программ о формировании гражданской, национальной идентичности, в т.ч. в СМИ.

Далее специалистами отдела развития государственно-общественного управления образованием ОГБУ «РЦРО» был представлен замысел нового регионального сетевого проекта гражданской направленности на 2016–2020 годы. Участникам семинара предлагалось ответить на вопросы:

  • Отражают ли цель и задачи проекта потенциал региональной образовательной системы и востребованность направлений дальнейшего развития?
  • Являются ли ожидаемые результаты достижимыми и достаточными для решения задач проекта?
  • Каковы механизмы и условия «входа» в проект участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования?

После обсуждения было принято предложение провести 10 сентября 2015 г. экспертный семинар по разработке регионального проекта.

В конце работы был представлен анонс ближайших мероприятий.

Информационное письмо ОГБУ «РЦРО» от 21.07.2015 г. № 603

Е.В. Захарова, заместитель директора по организационно-методической работе ОГБУ «РЦРО»;
Ю.А. Чистяков, начальник отдела развития государственно-общественного управления образованием ОГБУ «РЦРО»

На главную

Оставить ответ