Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вход и регистрация

Планы работы ТРЦРТ «Пульсар»

Спутники сайта

Успех команды проекта – ключ к успеху каждого ребёнка. Как организовать экспертизу проектов разных типов?

Отличительной чертой современных образовательных программ является наличие модулей/тем, посвящённых проектной работе школьников. Работа над проектом – это включение школьника в процесс создания нового знания, продукта, преобразования реальности.

  • Что важно учесть при формировании команды проекта, которая планирует добиться реального проектного результата?
  • Какие этапы жизненного цикла проекта являются важными/универсальными для проектов разного типа: инженерных, социальных, предпринимательских и др., а также для исследовательских работ?
  • Чем отличаются результаты различных по жанру проектов?
  • Нужно ли их учитывать при разработке критериев оценки проектов?
  • Как грамотно организовать конкурс проектов/исследовательских работ и провести экспертизу?

Именно эти вопросы были положены в основу открытой дискуссии «Успех команды проекта – ключ к успеху каждого ребёнка. Как организовать экспертизу проектов разных типов?», которая была развёрнута в рамках программы Томского августовского образовательного салона 23 августа 2018 года на базе Заозёрной школы № 16 г. Томска.

Захарова Елена Владимировна, заместитель директора по организационно-методической работе Регионального центра развития образования, модератор, в прологе к дискуссии обозначила ключевые ориентиры, основные стратегические нормативные документы, на основе которых в настоящее время происходит переосвоение территории проектного обучения: ФГОС старшей школы, Концепция развития дополнительного образования детей, Стратегия научно-технологического развития, а также национальный проект «Успех каждого ребёнка», целью которого является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

Цель дискуссии – высветить как можно больше мнений и точек зрения по заявленной теме. Представить участникам реальные актуальные факты об организации проектной и исследовательской деятельности в нашем регионе, о достигаемых в высокорейтинговых конкурсах/конференциях стабильно высоких результатах, для глубокого анализа практик,  обобщения и выстраивания перспектив развития.

В дискуссии приняли участие 37 человек из 12 муниципалитетов: учителя, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, начальники отделов, заместители и руководители образовательных организаций, специалисты муниципальных органов управления образованием, представители вузов, бизнес-структур, координаторы Межмуниципальных центров по работе с одарёнными детьми, Ресурсно-внедренческих центров инноваций, Центров гражданского образования, консультанты/наставники проектов школьников.

В позиции экспертов и спикеров выступили специалисты региональных, межмуниципальных центров по работе с одарёнными детьми, ресурсно-внедренческих центров инноваций, которые много лет работают в области проектного обучения, являются организаторами различных конкурсов проектных и исследовательских работ, а также запустили и реализовали  большое количество проектов со школьниками.

Спикеры:

  • Адаменко Ольга Анатольевна, директор МАОУ «Кожевниковская СОШ № 1»,
  • Ерёмина Евгения Геннадьевна, заведующая отделом инновационной и экспериментальной работы МАОУ ДО Дворец творчества детей и молодёжи г. Томска,
  • Щукина Любовь Леонидовна, заместитель директора по научно-методической работе, учитель биологии МКОУ «Поротниковская СОШ» Бакчарского района.

Эксперты:

  • Ковалёв Егор Владимирович, начальник отдела развития образовательных систем ОГБУ «Региональный центр развития образования»,
  • Ляшевский Виктор Васильевич, управляющий партнер группы компаний «Контрольный пакет», бизнес-тренер.

Обсуждение было организовано, в том числе, через призму проблем, препятствующих выстраиванию системной работы на уровне школы, муниципалитета, а именно:

  • непонимание в педагогической среде различий структуры проектной и исследовательской деятельности, несформированность единого понятийного аппарата;
  • неумение/невозможность/нежелание руководить исследовательскими и проектными работами;
  • трудности при включении разных форм исследовательской и проектной деятельности в учебный план школы.

Исследование – получение новых знаний о существующих объектах и явлениях.

Проект – создание новых объектов и явлений.

Уяснение разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в разных жанрах проектного творчества, оценивается по разным критериям.

Важно различать следующее: очень часто в проектах исследование выступает средством обоснования проектного замысла, и, наоборот, в исследовательской работе проектирования может являться средством построения процесса исследования (то есть последовательного движения к намеченной цели).

Наиболее значимыми в дискуссии стали выступления спикеров, которые представили участникам свою точку зрения на обозначенный круг вопросов.

Основные тезисы:

Адаменко Ольга Анатольевна: «Успех команды проекта – выстроенная система работы в школе, межмуниципальном центре по работе с одарёнными детьми по освоению педагогами и школьниками технологий проектирования и овладению ими проектными компетенциями. Наша  система работы доказала свою эффективность многократными победами проектных команд школьников на областном и всероссийском этапах Акции «Я – гражданин России». Массовую работу со школьниками, соблюдая преемственность с начальной школой, мы проводим ежегодно в течение первых трёх месяцев учебного года. Старшие, опытные в проектировании школьники становятся консультантами. Обязательно приглашаем специалистов вузов, Регионального центра развития образования, бизнес-партнёров для подготовки педагогов к участию в экспертизе проектов. Безусловно, критериальная база должна быть сформирована под типологию проектов/исследовательских работ. Проектируя региональную проектно-исследовательскую конференцию «Шаг в будущее», обязательно организуем мастер-классы по подготовке, консультирование участников, проводим заочный и очный этапы конференции и последующую рефлексию. Считаем и заочный, и очный этап очень нужными. На очном этапе видна степень включение каждого ребёнка, его роль  в проекте/исследовании».

Ерёмина Евгения Геннадьевна: «Для достижения серьёзного результата в команде проекта должны быть реальные профессионалы, практики, специалисты бизнеса/производства. При этом, в детско-взрослом проекте школьники должны выступать не в роли исполнителей поручений взрослых, а в роли разработчиков. Тогда ценность от движения по жизненному циклу проекта, от полученного в ходе реализации проекта нового знания, продукта очень велика и она присваивается ребёнком. Эксперты должны глубоко владеть технологиями проектирования. В конкурсах проектов обязателен очный этап. Именно он показывает, насколько ребёнок погружён, понимает и разделяет ценности того, что сделано в проекте».

Щукина Любовь Леонидовна: «Исследовательская работа – это более индивидуальный вид деятельности. Начиная вместе со школьником исследование важно распланировать время для этой работы. Непременным условием успеха является позиция педагога – наставника, координатора, но не руководителя, готового идти от интереса ребёнка, а не от задания по предмету. Педагог обязательно должен владеть всем современным инструментарием для организации работы со школьниками над проектами и исследованиями. Важно понимать прикладное значение проекта/исследования».

Экспертные мнения и суждения:

Ковалёв Егор Владимирович: «Сегодня на уровне Регионального центра развития образования, межмуниципальных центров по работе с одарёнными детьми в партнёрстве  с вузами выстроена система конкурсов/конференций по проектной и исследовательской деятельности, где обеспечивается и информационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение и педагогов и школьников, вплоть до участия в федеральных этапах конкурсов. Вместе с тем, из сегодняшней дискуссии, из общения с молодыми учителями, партнёрами, коллегами всё чётче вырисовывается потребность в разработке региональной программы проектной и исследовательской деятельности, программы повышения квалификации для педагогов, возможно, в формате стажировки. Дискуссионным и противоречивым (в части появляющихся различных рекомендаций, новых конкурсов) остаётся понятийный аппарат, касающийся исследовательской деятельности, что также затрудняет работу педагогов».

Захарова Елена Владимировна: «Необходима разработка и издание программно-методических продуктов – лучших практик образовательных организаций, педагогов-наставников проектов по организации проектной и исследовательской деятельности. Важно обращать пристальное внимание на преемственность критериев оценки проектов/исследовательских работ по уровням образования, а также между школами, муниципалитетами и на региональном уровне. Стоит рассмотреть вопрос о разработке и публикации на Томском региональном образовательном портале по работе с одарёнными детьми навигатора конкурсов и конференций по проектной и исследовательской деятельности».

Ляшевский Виктор Васильевич: «Проектная культура хорошо интегрирована в школы. Однако, у сферы бизнеса есть уже сейчас предложения к вузам и школам. Молодой специалист, приходящий в компанию, на производство, занимающееся бизнес-проектами, технологическими и инженерными проектами и т.д., должен пройти сертификацию на получение квалификации менеджера проектов. И для того, чтобы во взрослой жизни не переучиваться, вузам и школам стоит рассмотреть современные проектные технологии, стандарты проектирования, современное программное обеспечение, активно используемое в бизнес-среде, особенно, в IT-компаниях, и попробовать с помощью партнёров – представителей бизнеса интегрировать эти современные инструменты/технологии в образовательные программы. Scrum, Agile  и проч. – современные системы организации работы команды проекта, управления проектами, повышения продуктивности работы всей команды. Microsoft Project, Диаграмма Гантта — цифровые инструменты и продукты для управления проектами,  планирования,  позволяют чётко распределить время всей команды проекта, автоматизировать ряд процессов при разработке и реализации проектов. Владение этими программами способствует достижению успеха проекта, поиску и использованию наилучших проектных решений, а также даёт школьникам/студентам неоспоримые конкурентные преимущества».

Подводя итоги, участники согласились, что высказанные предложения и суждения имеют важное практическое значение для выстраивания системной работы на школьном, муниципальном и региональном уровнях, направленной на формирование проектной культуры педагогов, овладение современными информационно-коммуникационными технологиями и повышение мотивации школьников к участию в проектной и исследовательской деятельности.

Захарова Е.В., заместитель директора по организационно-методической работе ОГБУ «РЦРО»

Оставить ответ