25 августа 2017 года в рамках XIII Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок прошёл мастер класс «Практики индивидуализации и тьюторского сопровождения, сертифицированные МТА в Томской области».
Мастер-класс открылся фильмом, посвященным 10-летнему юбилею Международной тьюторской ассоциации, снятым группой тьюторов Иркутской области на Летнем университете тьюторства в августе 2017 года.
Участники мастер-класса делились своими впечатлениями от фильма: «Слушая и вглядываясь в лица учредителей МТА — Татьяны Ковалевой, президента МТА, Елены Сухановой, председателя правления МТА, Михаила Черемных, директора АМОУ «Гуманитарный лицей» г. Ижевска, а так же партнеров МТА — Сергея Ветрова, президента ассоциации тьюторов Украины, Виктора Имакаева, директора АНОО «Сетевой институт ПРЭСТО», г. Пермь и Алексея Воронцова, генерального директора Открытого Института «Развивающее образование», каждый из нас чувствовал себя причастным к зарождению нового витка в истории не только тьюторского сопровождения, но и всего отечественного образования».
Вели мастер-класс Антропянская Лариса Николаевна, руководитель регионального отделения межрегиональной тьюторской ассоциации Томской области (РО МТА Томской области) и Долгова Людмила Михайловна, Президент РО МТА Томской области.
В первой части на мастер-классе были представлены практики индивидуализации и тьюторского сопровождения, сертифицированные Межрегиональной тьюторской ассоциацией на протяжении 2014-2017 г.г.: МАОУ СОШ №19, детский сад № 4 Монтессори, МБОУ СОШ «Эврика-развитие». Во второй части обсуждались перспективы тьюторского сообщества по линиям деятельности организаций на территории Томской области и всего сообщества МТА в целом.
Научный руководитель МАОУ СОШ № 19 — Елена Евгеньевна Макарова — представила практику «Система открытого образовательного пространства тьюторского сопровождения процессов личностного формирования, включая процессы формирования профессиональных намерений», реализуемую на территории школы. Вместе с Еленой Евгеньевной результаты практики представляли ее участники, Осипова Елена Владимировна, заместитель директора школы по учебной работе и Храмовских Юлия Васильевна, руководитель культурного кластера программы.
Старшей воспитатель и тьютор детского сада Монтессори Светлана Рубанова представила сообщение по теме «Тьюторство в дошкольном возрасте. К вопросу о формировании умения ребенка выбирать». Педагогика Монтессори изначально возникла и реализуется как практика индивидуализации с выбором, вариативностью и избыточностью, а ее тьюторская составляющая, обеспечивающая открытость, как размыкание границ среды, развернулась в масштабные образовательные события для детей и родителей. Материалы обеих практик оформлены в методических разработках, документах, получивших признание в городе и области.
Фатыма Мухамедова, тьютор МБОУ СОШ «Эврика-развитие», победитель первого всероссийского конкурса «Тьютор года-2015», соавтор трех сертифицированных в Томске практик индивидуализации и тьюторского сопровождения и одной программы повышения квалификации, не столько рассказывала о четырех практиках, размещены в разных сборниках МТА, сколько развернула центральные понятия, на которых базируется новая профессия «тьютор»: открытость, деятельность, проба, выбор, самоопределение, проект, исследование, самостоятельность, субъективация. «И как педагоги, вышедшие из лона советской школы, мы в определенном смысле несем на себе, а значит, и воспроизводим, ценности прошедшей эпохи, в которой было иное отношение и к детям, и к учителям» — говорит Фатыма, передавая идеологию тьюторского сопровождения педагогам, вновь входящим в содержание тьюторской профессии. Фатыма говорила о том, что тьютор — элитарная профессия, освоение которой проходит через осознанный выбор своего дальнейшего пути взрослым, научающимся проектировать и исследовать собственную практику, искать и находить, постигать и углублять смыслы своей образовательной деятельности, потому что взаимодействие с ребенком относительно его образования связано с рядом тьюторских компетенций, отличающихся от компетенций представителей иных педагогических позиций и профессий.
Сотрудники организации Открытый Молодежный университет, как структуры, сопровождающей учащихся 1-7 классов в дистанционных программах дополнительного образования, представили пакет игр, образовательных программ и мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей школьников.
Во второй части были представлены проекты МТА, которые оказывают влияние на формирование планов деятельности членов Регионального отделения МТА на 2017 -2018 учебный год.
Один из проектов — «Сетевая школа» — представила координатор тьюторской интернатуры Татьяна Климова, она познакомила слушателей с проектом сетевой школы, автором которого является Алексей Борисович Воронцов. Проект, реализуемый в рамках сетевой школы — «Сетевая тьюторская интернатура» сделал свой первый шаг на Летнем университете тьюторства в Иркутске. Десять тьюторов страны будут обучаться новой форме сопровождения детей в сетевом формате, помогая ребятам осваивать образовательные программы в онлайн режиме.
Проект «Наставничество», продолжающийся с января 2017 года, заинтересовал своей уникальностью и возможностью переноса опыта на другие группы детей. Проект предполагает, что тьютор через взаимодействие с представителем профессионального мира (бизнесмен, или человек, достигший высокого признания в какой- либо области деятельности) знакомит ребенка из детского дома с картиной его возможного будущего и тем самым помогает выстроить подростку перспективу его взросления.
Проекты пермского института ПРЭСТО «Тьюторский сейшн» и «Всероссийский конкурс Тьютор года», с которыми воочию знакомы Фатыма Мухамедова и Антон Чупринин, обсуждались как возможная линия работы Томского тьюторского клуба в рамках деятельности Регионального отделения МТА. Участники мастер-класса обсудили возможность проведения ежемесячного тренинга на материале конкурса 2015 года и организации коммуникации с аварами проекта.
Следующую встречу членов региональной группы МТА запланировали на 31 августа для обобщения материалов и составления циклограммы деятельности.
Материал подготовили П.У. Мухамедова,
Л.Н. Антропянская
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.