Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вход и регистрация

Планы работы ТРЦРТ «Пульсар»

Спутники сайта

Как организовать деятельность Центра гражданского образования

Тезаурус:

Гражданское образование – многосторонний процесс формирования у школьников гражданских компетенций (знаний, навыков коммуникации, толерантности, самореализации при уважении прав окружающих людей, законопослушания, поиска и анализа информации, социальной адаптации, профессиональной ориентации, активного участия в общественной жизни), который подразумевает единство учебного и воспитательного процесса.

Центр гражданского образования – форма совместной деятельности участников образовательного процесса и местного сообщества, направленной на создание условий для усвоения правовых, политических, экономических знаний, формирования умений и навыков приобретение позитивного социального опыта, а также развития гражданских, правовых и социальных компетентностей у педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей), местных жителей.

Компетенция – осведомленность человека в какой-либо области, владение умениями и навыками.

Качество образования – ряд системно-социальных характеристик, которые определяют соответствие (адекватность) системы образования принятым требованиям, социальным нормам, государственным стандартам.

Государственно-общественное управление образованием – это управление, в котором представлены две взаимодействующие составляющие, два начала, два рода субъектов, а именно – субъекты государственной и общественной природы.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реали­зации решений для достижения общественно значимых целей.

Самообразование – вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации.

Социальный проект – это упорядоченный и самосохраняющийся способ организации общественной жизни, объединенный образцами норм и ценностей, обеспечивающий взаимозависимость частей и их интеграцию в целое.

Общественность – активная, инициативная, ответственная, осознавшая свои интересы (в том числе в области образования) и готовая к отстаиванию их в законном порядке, часть населения, граждан в неформальном значении этого слова.

Социальное партнерство – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности; это путь построения гражданского общества.

Любое образовательное учреждение может создать Центр при выполнении условий:

  • решение коллектива учреждения (подтвержденное протоколом);
  • наличие плана работы и авторской образовательной программы Центра;
  • наличие подготовленных преподавателей Центра из числа педагогов, опытных обучающихся-консультантов, родителей (законных представителей), выпускников Учреждения и специалистов иных организаций (на основании договоров о сотрудничестве);
  • наличие оборудованных мест/базовых площадок для проведения занятий со слушателями;
  • официальная заявка и получение свидетельства в ОГБУ «РЦРО».

 На подготовительном этапе инициативной группе необходимо:

Связаться с региональным координатором ОГБУ «РЦРО» и познакомиться с опытом деятельности действующих Центров, положением о деятельности Региональной сети ЦГО ТО, методическими рекомендациями.

Тема для изучения: Гражданское образование в России на современном этапе

Тема для изучения: Организация Региональной сети Центров гражданского образования

  1. Определить субъект деятельности.
  2. Изучить внутреннюю и внешнюю образовательную среду.
  3. Оценить ресурсы для реализации предполагаемых программ.
  4. Определить цель будущей деятельности в гражданском образовании.
  5. Определить формы и режим работы Центра.
  6. Разработать стратегию деятельности.

 Этап разработки.

  1. После принятия и утверждения Положения «О деятельности Центра гражданского образования», Совет центра на этапе разработки проводит работу по написанию образовательной  программы и формированию условий для её реализации.
  2. При разработке образовательной программы необходимо использовать:

Этап реализации включает в себя:

  1. Составление плана работы Центра по реализации образовательной Программы, проведения и участия в мероприятиях, аналитической и публичной деятельности согласно ежегодному Техническому заданию.
  2. Подготовку рекламой продукции и презентацию образовательной программы Центра для потенциальных слушателей на муниципальном уровне. Презентация «Реклама образовательной программы»
  3. Непосредственную реализацию плана работы Центра, в том числе  образовательной программы, учитывая основные принципы преподавания курсов гражданского образования для слушателей.
  4. Организацию презентаций и выступлений преподавателей и слушателей на мероприятиях, участие в конкурсах, проведение муниципальных Форумов и школьных образовательных событий.
  5. Итоговую аттестацию слушателей с выдачей «Удостоверения о краткосрочном обучении» или Сертификата.

 Этап подведения итогов.

Внутренняя оценка результатов деятельности Центра на основании самоанализа Совета и проведения мониторинга, осуществляется директором и органом государственно-общественного управления Учреждением.

Тема для изучения: Механизмы повышения качества сетевого гражданского образования

  1. Оценка образовательной программы производится по показателям адаптированности, доступности, полноты реализации.
  2. Оценка условий организации образовательного процесса направлена на установление степени соответствия ресурсного обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям.
  3. Оценка результатов образовательной деятельности включает в себя: уровень и качество общеобразовательной подготовки слушателей; сформированность ключевых компетентностей; уровень обобщения и представления опыта деятельности Центра; уровень организации и степень достижения целей и задач инновационной деятельности.
  4. В конце учебного года образовательное учреждение представляет Аналитические документы о работе Центра региональному координатору ОГБУ «РЦРО».

Литература

  1. Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношение в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития» — М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 48с.
  2. Будкова Л.А., Чистяков Ю.А., Черных М.Ф. Модель сетевой организации Центров гражданского образования детей и молодежи в Томской области. – Томск: РЦРО, 2006. – 64 стр.
  3. Воскресенская Н., Шехтера С. при участии Иоффе А. и Уайта Ч. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения – М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2006. – 184 стр. Скачать
  4. Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для преподавателей школ, учреждений дополнительного образования, организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». – М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. – 160 с.
  5. Компетентностный подход в гражданском образовании обучающихся: реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Методическое пособие. Под ред. Лыжиной Н.П., Чистякова Ю.А. – Томск: ОГБУ «РЦРО», 2012. – 100 с.
  6. Кузнецова И.А. Организация гражданского образования: опыт становления// Демократическая школа. — №2 – 2005. – с 92-95
  7. На службе у детства (основы, создание и функционирование воспитательной системы).- М.: «Народное образование», 2003. – 304 с.
  8. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Прутченкова А.С. – М.: Изд.дом «Новый учебник», 2003. – 320 с.
  9. Письмо Минобразования РФ от 15.01.2003 г. № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
  10. Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 г. № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
  11. Прутченков А.С. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. – 2-е изд., исп. И допол. – М.: МООДиМ «Новая цивилизация», Педагогическое общество России, 2000. – 192 стр.
  12. Расширение общественного участия в управлении образованием. Современные модели развития гражданского образования. / Под. ред. Лыжиной Н.П. – Томск: ОГУ «РЦРО», 2009. – 114 с. Скачать
  13. Региональная сеть Центров гражданского образования как ресурс комплексной модернизации образования в Томской области / Под ред. Лыжиной Н.П. – Томск: РЦРО, 2009. – 84 с. Скачать
  14. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие/ сост. Г.В. Дмитриенко, Т.С. Зорина, Т.В. Черникова/ под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус, 2006 – 224 стр.
  15. Современная методика гражданского образования. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2003. — 117 с.

Video not available

 
По вопросам организации Центра гражданского образования в Вашем образовательном учреждении можно обращаться в отдел развития государственно-общественного управления образованием ОГБУ «РЦРО» по адресу: 634050, город Томск, ул. Татарская, д. 16 , кабинет № 14, телефон (3822) 51-56-66; e-mail: ogo@education.tomsk.ru