Вход и регистрация

Планы работы РЦРО

Спутники сайта

Банк ответов на актуальные вопросы классного руководителя

Проект «1000 и 1 совет» молодому учителю (Банк ответов на актуальные вопросы)

Учителю Классному руководителю Администратору

И в шутку и всерьез

Задать вопрос

Вернуться

  1. Каковы основные функции классного руководителя и кто может оказать помощь начинающему классному руководителю?
  2. Что такое и для чего нужен протокол родительского собрания?
  3. Как составить протокол родительского собрания?
  4. Как классному руководителю убедить родителей в необходимости прохождения ребенком ПМПК?
  5. Что относится к понятию «несовершеннолетний,  находящийся в социально-опасном положении»?
  6. Обязана ли школа выявлять неблагополучные семьи и детей, которые живут в таких семьях?
  7. Должен ли классный руководитель посещать семью обучающегося, находящуюся в социально-опасном положении?
  8. Какие шаги должен предпринять классный руководитель в работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении?
  9. Можно ли привлечь обучающихся к дисциплинарной ответственности за неисполнение или нарушение устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и др.? Как при этом не нарушить права ребенка?
  10. Как правильно вести классный журнал?

Инфографика: источник https://vk.com/album-67234338_189428378

Ответы на актуальные вопросы классного руководителя


1. Каковы основные функции классного руководителя и кто может оказать помощь начинающему классному руководителю?
Функции классного руководителя определены Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21). Помощь начинающему классному руководителю в образовательной организации может оказать руководитель методического объединения классных руководителей, наставник. Однако, Ваша активная позиция и желание стать самым «классным классным» — залог успеха. Учитесь у лучших, изучайте опыт коллег, любите детей, сотрудничайте с родителями и у Вас все получится!

2. Что такое и для чего нужен протокол родительского собрания?
Протокол школьного собрания родителей так же, как и протокол любого другого собрания, является документом, где зафиксированы все ключевые вопросы проведенного мероприятия. Впоследствии, если возникнут разногласия или споры о сути рассмотренных на собрании вопросов, к протоколу можно обратиться за помощью. Подробнее>>

3. Как составить протокол родительского собрания?
Как любой протокол, протокол родительского собрания должен содержать: название документа; дату и место проведения встречи; перечисление присутствующих на собрании участников; повестку дня мероприятия; результаты рассмотрения каждого из заявленных вопросов; подписи ответственных лиц. Подробнее>> Шаблон протокола.

4.Как классному руководителю убедить родителей в необходимости прохождения ребенком ПМПК?
Самая первая и главная задача педагогов – это показать родителям, что определённые проблемы в обучении, развитии ребёнка существуют на самом деле, и мотивировать как можно скорее начать их решать всеми возможными методами. Этот шаг – самый важный, и без него движение дальше по пути помощи ребёнку просто невозможно. Подробнее>>>

5. Что относится к понятию «несовершеннолетний,  находящийся в социально-опасном положении»?
Согласно Инструкции о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования от 28.07.2004 г. №47) к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

  • воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
  • вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
  • являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
  • пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
  • оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.


6. Обязана ли школа выявлять неблагополучные семьи и детей, которые живут в таких семьях?

На организацию, которая осуществляет образовательную деятельность (школа) возлагается обязанность (ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»):

  • выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, систематически пропускающих занятия по неуважительным причинам;
  • выявлять семьи, находящиеся в социально-опасном положении, оказывать им помощь в воспитании и обучении детей;
  • оказывать помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в поведении, либо проблемы в обучении;
  • осуществлять систематический контроль за посещением занятий обучающимися;
  • вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации (Письмо Министерства образования РФ от 21.03.2002 г. № 419/28-5).


7. Должен ли классный руководитель посещать семью обучающегося, находящуюся в социально-опасном положении?
Такая обязанность классного руководителя на федеральном уровне не прописана. В основном такую деятельность ведут органы по делам несовершеннолетних и защите их прав. В письме Минобрнауки России от 21.06.2001 № 480/30–16 «О методических рекомендациях по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях» отмечается, что работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, определяется исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания. Классный руководитель должен работать с семьей, обеспечивая связь школы и семьи, устанавливая контакты с родителями обучающихся, оказывая помощь родителям в вопросах воспитания, обучения. Осуществлять контакт с родителями можно, проводя беседы, организуя консультации с родителями обучающихся (Приказ Минобрнауки России от 3.02.2006 № 21). Если положительной динамики после постановки семьи на внутришкольный учет не наблюдается, то социальный педагог совместно с классным руководителем должны известить органы опеки и попечительства о том, что ребенок находится в социально-опасной семье.

8. Какие шаги должен предпринять классный руководитель в работе с детьми, находящимися в социально-опасном положении?
Если родители не уделяют должного внимания ребенку в том, чтобы он получил основное общее образование, не контролируют посещаемость ребенком школы, не знают, где находится ребенок, жестоко относятся к нему, используют при воспитании методы психического насилия, то это может стать поводом к тому, чтобы классный руководитель поставил социального педагога или органы опеки в известность о том, что родители не исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка.
Порядок действий педагога в работе с детьми, находящихся в социально-опасном положении:

  1. Выявление учащихся и семей, находящихся в социально опасном положении.
  2. Постановка семьи, имеющей ребенка, находящегося в социально опасном положении на ВШУ.

На внутришкольный учет могут поставить следующие семьи:

  • семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в школе;
  • семьи, состоящие на учете в ОВД, социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних.
  • Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социального педагога).
  • В представлении должны быть обоснованы причины постановки семьи на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий.
  • На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка учета семьи, копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе.
  • Классный руководитель (воспитатель/социальный педагог) составляет план индивидуальной профилактической работы с семьей, ведет карту индивидуальной профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения семьи. Эта работа ведется с участием сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства.
  • Заместитель директора по воспитательной (социальной) работе ежеквартально (до 5 числа первого месяца следующего квартала) осуществляет сверку данных об обучающихся и семьях, находящихся в социально опасном положении, состоящих на учете в органах внутренних дел и социальной защиты населения, районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • Снятие с внутришкольного учета обучающихся или семей осуществляется по решению Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе, классного руководителя (воспитателя, социального педагога).


9. Можно ли привлечь обучающихся к дисциплинарной ответственности за неисполнение или нарушение устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка и др.? Как при этом не нарушить права ребенка?
В каждой школе есть ученики, которые постоянно нарушают дисциплину. С ними и их родителями проводится разъяснительная работа. Если беседы о хорошем поведении не помогают, администрация школы применяет к нарушителям более строгие меры воспитания, в т. ч. привлекает их к дисциплинарной ответственности. Действовать в этом случае нужно исключительно в рамках законодательства. Подробнее>>

10. Как правильно вести классный журнал?
Классный журнал является документом, относящимся к учебно-педагогической документации образовательной организации, реализующих общеобразовательные программы. Его ведение обязательно. В классном журнале фиксируются уровень освоения обучающимися образовательных программ, уровень обученности школьников, посещаемость ими учебных занятий. Подробнее>>