Вход и регистрация

Планы работы РЦРО

Спутники сайта

Банк ответов на актуальные вопросы молодого учителя

Проект «1000 и 1 совет» молодому учителю (Банк ответов на актуальные вопросы)

Учителю Классному руководителю Администратору

И в шутку и всерьез

Задать вопрос

Вернуться

  1. Как повысить познавательный интерес к изучению предмета у школьников?
  2. Как создать ситуацию успеха на уроке?
  3. В чем особенности проблемного метода обучения?
  4. Как создать проблемную ситуацию на уроке?
  5. Почему считается, что деятельностный метод Л. Петерсон наряду с другими методами и технологиями деятельностного типа направлен на реализацию ФГОС?
  6. Каковы основные особенности технологии деятельностного метода?
  7. Какова  структура урока изучения нового материала с использованием деятельностного метода?
  8. Потеряет ли учитель статус молодого специалиста при переходе из одного общеобразовательного учреждения в другое?
  9. Какие квалификационные испытания предусмотрены при прохождении аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности?
  10. Сколько лет нужно проработать в образовательной организации, чтобы претендовать на установление первой квалификационной категории?
  11. При каких условиях молодой учитель может успешно пройти аттестацию в целях установления первой квалификационной категории?
  12. Требуется ли согласие руководителя организации на проведение аттестации в целях установления квалификационной категории?
  13. В чем причина нехватки времени на уроке? Как этого избежать?

Инфографика ресурса: https://vk.com/album-67234338_189428378

Ответы на наиболее актуальные вопросы молодых учителей


1.Как повысить познавательный интерес к изучению предмета у школьников?
Познавательный интерес – это стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления (Ф.Н. Гоноболин). Выделяют четыре условия формирования познавательного интереса…Подробнее>>

2. Как создать ситуацию успеха на уроке?
Поведение ученика может быть деструктивным, если его цель — избежать неудачи. А как создать ситуацию успеха на уроке? С точки зрения психологии успех, это эмоции радости, удовлетворения, связанные с преодолением сложной задачи. С точки зрения педагогики, успех — это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов, как для отдельного ученика, так и для всего коллектива. Создание ситуации успеха в школе — один из ключевых моментов мотивации к учебе Подробнее>>

3. В чем особенности проблемного метода обучения?
Проблемное обучение требует изменения типа деятельности ученика и изменения структуры учебного материала. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. Подробнее >>

4.  Как создать проблемную ситуацию на уроке?
Существуют наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов. Первый тип следует считать наиболее общим и распространенным: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной ситуации, т.е. в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. Подробнее>>

5. Почему считается, что деятельностный метод Л. Петерсон наряду с другими методами и технологиями деятельностного типа направлен на реализацию ФГОС?
Любой метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности, направлен на формирование не только предметных результатов образования, но и новых метапредметных результатов. Важной особенностью деятельностного метода является столкновение ребенка с затруднением при выполнении пробного действия (пробное действие — это выполнение задания на новый, еще неизученный материал, который будет изучаться на этом уроке). Выполнить задание правильно обучающиеся не могут, либо выполняют, но при обсуждении результатов выполнения выясняется, что получены разные результаты (ответы). Приходят к выводу, что данное задание похоже на предыдущие, которые они умеют выполнять, но, очевидно, чем-то отличается от них. Чтобы выполнить это задание им не хватает знаний. Ученики в группах или фронтально определяют в чем затруднение, формулируют цель урока, пути устранения затруднения (решение проблемы), проводят исследование, аргументируют свои выводы, т.е. получают обозначенный во ФГОС «опыт получения нового знания». В ходе этой работы создаются условия для формирования коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. Если педагог будет использовать при изучении нового материала традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, школьники смогут внимательно слушать объяснение учителя, стараться понять и запомнить его, но возможности обсуждать, аргументировать, планировать, договариваться, организовывать совместную деятельность и др. у них не будет, следовательно, не будет и возможности для формирования метапредметных результатов образования.

6. Каковы основные особенности технологии деятельностного метода?

  1. Главное место занимает именно деятельность во всех ее проявлениях;
  2. Создаются условия, позволяющие выработать у учеников внутреннюю потребность в деятельности.
  3. Учитель выступает в качестве координатора, он направляет и корректирует деятельность учащихся;
  4. Обучающиеся, по преимуществу, действуют самостоятельно. Ученик должен получать знания не в готовом виде, а добывать их самостоятельно, учиться выдвигать гипотезы и уметь работать с информацией разного типа.
  5. Ученик является активным участником образовательного процесса.
  6. Применение данного метода в учебном процессе способствует формированию у обучающихся личностных качеств: самостоятельность, уверенность, открытость, коммуникативность и т.д.


7. Какова  структура урока изучения нового материала с использованием деятельностного метода?
Структура уроков изучения нового материала  обусловлена  особенностями деятельности школьников по открытию нового знания и имеет следующий вид:

  • Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  • Актуализация и пробное учебное действие.
  • Выявление места и причины затруднения.
  • Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
  • Реализация построенного проекта.
  • Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • Включение в систему знаний и повторение.
  • Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).


8. Потеряет ли учитель статус молодого специалиста при переходе из одного общеобразовательного учреждения в другое?
Не потеряет. В соответствии со ст. 21 Закона об образовании в Томской области (реквизиты?) статус молодого специалиста сохраняется за лицом после увольнения из областной государственной образовательной организации либо муниципальной образовательной организации в Томской области, в которой это лицо имело статус молодого специалиста, при поступлении на работу в иную областную государственную образовательную организацию либо муниципальную образовательную организацию в Томской области независимо от времени перерыва в работе при соблюдении требования к возрасту молодого специалиста, установленному частью 2 настоящей статьи, и оснований увольнения из областной государственной образовательной организации либо муниципальной образовательной организации в Томской области (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 7, 8, 11 части первой статьи 81, статьей 336 Трудового кодекса Российской Федерации). Статус молодого специалиста сохраняется на срок, который в сумме с отработанным временем в предыдущей областной государственной образовательной организации либо муниципальной образовательной организации в Томской области составляет не более трех лет.

9. Какие квалификационные испытания предусмотрены при прохождении аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности?
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 (далее – Порядок аттестации), не предусматривает прохождение квалификационных испытаний при проведении аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой должности. Аттестация проводится на основании представления работодателя, в котором отражается мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника.

10. Сколько лет нужно проработать в образовательной организации, чтобы претендовать на установление первой квалификационной категории?
Порядок аттестации не устанавливает ограничений по срокам подачи заявления о проведении аттестации на первую квалификационную категорию.

11. При каких условиях молодой учитель может успешно пройти аттестацию в целях установления первой квалификационной категории?
Молодой педагог может успешно пройти аттестацию в целях установления первой квалификационной категории, если результаты его работы соответствуют результатам, предусмотренным п.36. Порядка аттестации, которые включают в себя:

  • стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662;
  • выявление развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации.


12. Требуется ли согласие руководителя организации на проведение аттестации в целях установления квалификационной категории?
В соответствии с п. 24. Порядка аттестации аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию. Согласия руководителя организации не требуется.

13. В чем причина нехватки времени на уроке? Как этого избежать?
Причин нехватки времени на уроке может быть несколько. Во-первых, это неверно составленный план урока. Это довольно частая ошибка молодых педагогов, которые не всегда грамотно могут составить план урока, соотнести его с целями и задачами, правильно распределить время для каждого этапа. Во-вторых, читать далее>>>