Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вход и регистрация

Планы работы ТРЦРТ «Пульсар»

Спутники сайта

Образовательный форсайт

Lt_iprg4m7wТехнологическая разработка «Образовательный форсайт» ресурсно-внедренческого центра инноваций МБОУ «Северская гимназия» ОГБУ «Региональный центр развития образования»

В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации и Томской области, в условиях модернизации образования особую актуальность приобретает проблематика В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации и Томской области, в условиях модернизации образования особую актуальность приобретает проблематика компетентностного подхода в образовании. Особое внимание уделяется задаче развития проектно-исследовательских компетенций обучающихся, которые составляют основу формирования предпринимательской и инновационной культуры деятельности. В многолетнем опыте инновационной деятельности коллектива МБОУ «Северская гимназия» по развитию проектно-исследовательского опыта школьников на основе разработок, основанных на концепции и технологиях программы гуманитарного сопровождения образовательных инициатив выявился блок концептуальных и методических вопросов, связанных с формированием образа будущего, самоопределения и профессиональной ориентации школьников, в том числе, ориентацией на перспективные научные и научно-технологические направления в выборе профессиональных сфер. Содержание образовательных событий в рамках реализации региональных проектов ОГБУ «РЦРО» совершенствовалось в течение определенного времени и привело к смещению вектора событий в сторону прогнозирования будущего, в том числе образовательных маршрутов.На основе годового цикла образовательных событий, который связан с программой Областного открытого молодежного форума «Новое поколение: кадровый ресурс XXI века», аккредитованного событий Регионального проекта «Молодёжный кадровый ресурс системы общего образования Томской области», постепенно расширялся спектр методов и форматов по освоению различных подходов к прогнозированию и сценарному представлению образа будущего. Основная цель состоит в создании достаточно надежных и аргументированных оснований для формирования контуров видения собственной образовательной траектории и профессионального самоопределения старшеклассников. Несколько лет командой разработчиков разрабатывались новые пилотные форматы работы с видением будущего старшеклассников: это проекты «Школа карьерного дизайна», «Образовательный навигатор», «Школьный предпринимательский инкубатор», «Фестиваль юных дизайнеров», Форум «INFOrm — поток» и «Образовательный форсайт».

Образовательный форсайт для старшеклассников

В ходе анализа пилотных реализаций удалось выявить наиболее актуальную для дальнейшего развития инновационной деятельности область исследований.
Выявилось, что на фоне широкого разнообразия в сфере общего образования действующих подходов и технологий все большую остроту приобретает вопрос о роли и значении прогнозных компетенций в структуре проектного опыта. Способность определять перспективность проектных разработок на основе формирования знания о будущем становится показателем предпринимательской и инновационной культуры мышления и деятельности. В связи с этим актуализируется вопрос об основаниях, подходах, технологиях и конкретных методиках и способах влияния на становление образа будущего, понимание реальных тенденций формирования будущего. Изучение мирового опыта показало, что проблемы введения знаний о будущем является одним из наиболее обсуждаемых в мировой практике образования детей и взрослых. В этом контексте одним из значимых современных мировых трендов становится направление «Foresight in Learning / Использование форсайта в обучении», направленное на введение в содержание современного школьного и университетского образования современных форсайт-исследований. При этом основная проблема видится в том, чтобы найти адекватные методы и технологии по использованию результатов современных форсайт-исследований и методов форсайта в решении задач развития инновационной культуры и соответствующих компетенций школьников и студентов. Актуальность направления «Foresight in Learning / Использование форсайта в обучении» для развития компетенций в области инновационной деятельности, инженерно-технических и научно-технологических сферах современной экономики охватывает как уровни школьного образования, так и уровни профессионального и высшего образования. Этот факт является принципиально важным в первую очередь для старшей школы, которая обеспечивает переход в область высшего образования.
K7NE1ohOOVE

Содержание, цели и задачи программы.

В основе инновационной программы «Образовательный форсайт» — авторская социогуманитарная разработка «образовательный форсайт», которая позволяет реализовать принципиально новый подход к работе с образами будущего у старшеклассников, и способствует развитию инновационной культуры и форсайтного мышления молодежных сообществ. Данная технология популяризирует современные форсайт-исследования (foresight-study) и вводит знания о прогнозах и трендах научно-технологического развития общества в содержание школьного образования.

Цель программы «образовательный форсайт для старшеклассников» — освоить базовые принципы форсайтного мышления и научиться создавать контуры образовательных сценариев с учетом влияния перспективных «прорывных технологий» на изменения в экономике, обществе, культуре и образовании. Это крайне важно для построения индивидуальных образовательных траекторий и профессионального самоопределения с точки зрения 20-летней перспективы.

В результате программа позволяет двигаться в решении ряда актуальных современных задач модернизации школьного образования:

  • развитие физико-математического, инженерно-технического и естественнонаучного направлений, развитие мотивации старшеклассников к изучению предметов естественнонаучного и физико-математических циклов, развитию научно-технических и инженерно-технологических способностей,
  • формированию нового стиля гуманитарного мышления старшеклассников в эпоху научно-технологических революций, способного к системным проективным, прогнозным, сценарным форматам знания и действия, основанным на анализе трендов научно-технологического развития,
  • профессиональное самоопределение и профориентация старшеклассников в перспективных приоритетных направлениях научно-технологического развития региона и государства.,
  • разработка инновационных социогуманитарных методов, направленных на создание образовательной среды, в которой формируются значимые ориентиры для построения индивидуальных образовательных траекторий и программ, определения контуров образовательных сценариев старшеклассников,

page_476Технология «образовательный форсайт» разрабатывается и апробируется с 2010 года авторским коллективом на базе инновационных разработок и программ педагогов и управленческой команды Ресурсно-внедренческого центра инноваций ОГБУ «РЦРО» МБОУ «Северская гимназия» с участием сотрудников и студентов Национального исследовательского Томского государственного университета, Регионального центра развития образования и Ресурсного центра образования ЗАТО Северск, при поддержке Департаменте по высшему профессиональному образованию Администрации Томской области. При разработке программы «образовательный форсайт» сформирован новый организационный формат образовательного события — «открытая лаборатория». Лабораторный формат позволяет участникам образовательного события понять, что нет готовых ответов «про будущее», необходимы совместные исследования и сценирование различных версий будущего. Важнее развивать в себе способность анализировать меняющиеся данные и выстраивать сценарные версии, чем надеяться на готовые ответы «про будущее». Концепция «образовательного форсайта» тесно связана с сетевыми тьюторскими программами по работе с ресурсами Открытого образовательного пространства в Томской области — это программы, создающие образовательную среду для развития инновационной культуры и форсайтного мышления молодежных сообществ.

Авторский коллектив разработичков

Технологические особенности и опыт реализации программы.

I раздел. Нормативно-правовые документы организации образовательных событий по технологии «Образовательный форсайт».

Всероссийский конкурс — 2013 год.

Положение о Всероссийском форуме Новое поколение — ресурс будущего

Программа Всероссийского форума Новое поколение — ресурс будущего

Всероссийский конкурс — 2014 год.

Вся информация о конкурсе 2014 года размещена на сайте МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования»

Всероссийский форум-конкурс — 2015 год.

Информационное письмо ОГБУ «РЦРО» от 15.12.2014 г. № 903

Распоряжение Департамента ОО ТО от 18.03.2015 г. № 152-р

Распоряжение Департамента ОО ТО от 15.04.2015 г. № 233-р

Информация об итогах форума на сайте НИ ТГУ 

Дневник участника, методические рекомендации для участников форума-конкурса «Образовательный форсайт»

Форум-конкурс — 2016 год.

Распоряжение Департамента общего образования Тосмкой области от 26.02.2016 г. № 140-р

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 20.04.2016 г. № 289-р

Положение

Программа

Дневник участника форума-конкурса и программа форума-конкурса 2016 года

Документы форума-конкурса 2016 года

Сертификат участника Всероссийского конкурса

II Всероссийский образовательный Форум-конкурс «Новое поколение — ресурс будущего» (5-7 сентября 2016 года на базе ООО Санаторий «Синий утёс»).

Информационное письмо

Проект Положения

Необходимые материалы к форуму-конкурсу 5-7 сентября 2016 года

Программа и дневник участника форума-конкурса 5-7 сентября 2016 года

Итоги форума-конкурса 5-7 сентября 2016 года

Форум-конкурс 21-23 марта 2017 года.

Информационное письмо ОГБУ «РЦРО» от 27.12.2016 г. № 1287

Материалы для подготовки участников к форуму-конкурсу 21-23 марта 2017 года

Консультации модераторов

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 08.02.2017 г. № 81-р «О проведении открытого областного форума-конкурса старшеклассников «Образовательный форсайт + 20: высокие технологии и профессии будущего»

Положение

Список участников очного этапа Форума-конкурса — Образовательный форсайт — 21-23.03.2017 года (на 14.03.2017 г.)

Программа Форума-конкурса

Дневник участника Форума-конкурса

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 03.04.2017 г. № 214-р «Об итогах открытого областного форума-конкурса старшеклассников «Образовательный форсайт + 20: высокие технологии и профессии будущего»

Открытый образовательный форум «Новое поколение — ресурс будущего» 29-31 октября 2018 года.

Информационное письмо ОГБУ «РЦРО» от 06.09.2018 г. № 998

Список на въезд на террриторию ЗАТО Северск

Шаблон презентации

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 19.10.2018 г. № 897-р «О проведении открытого образовательного форума «Новое поколение — ресурс будущего»

Список участников форума

Программа форума

Дневник участника

Информация о проведении форума на сайте Департамента общего образования Томской области>>>

Информация об итогах форума на сайте Департамента общего образования Томской области>>>

Информационное письмо ОГБУ «РЦРО» от 07.11.2018 г. № 1288

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 13.11.2018 г. № 961-р «Об итогах открытого образовательного форума «Новое поколение — ресурс будущего»

II раздел. Описание опыта работы по технологии «Образовательный форсайт».

Опыт создания открытой лаборатории образовательный форсайт

Статья Т.В. Якубовской, руководителя и разработчика технологии образовательного форсайта

Статья Т.В. Якубовской, И.С. Мирошниковой, О.И. Ковалевой, О.Г. Черепановой — организация профессиональной ориентации старшеклассников на основе технологии образовательный форсайт

Программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников по технологии образовательный форсайт

Сборник — 1   |   Сборник — 2

Анкета участников Всероссийского форума

Кейс модератора Всероссийского форума

Программа сборов старшеклассников по технологии образовательный форсайт

Анкета участника сборов старшеклассников по технологии образовательный форсайт

Дневник участника сборов старшеклассников по технологии образовательный форсайт

Дневник участника форума-конкурса и программа форума-конкурса 2016 года

Пособие по рисованию комиксов

III раздел. Медиа и информационные ресурсы для потеницальных участников образовательных событий по технологии «Образовательный форсайт».

Презентация Всероссийского форума Новое поколение — ресурс будущего — 2013

Видеоролик о Всероссийском конкурсе — 2013

Газета по итогам Всероссийского конкурса — 2013

Презентация Всероссийского конкурса — 2014

Презентация на конференцию по детской одаренности — 2014

Видеоальбомы событий

Фотоальбомы событий

«Копилка форсайта»

20 профессий будущего

30 предсказаний в технике, которые опровергло само время

Атлас новых профессий

Карта новых профессий

Дорожная карта достижения бессмертия человеком

Автомобиль без водителя

Полезные ссылки при подготовке материалов конкурса

Метод комиксов

Метод комиксов — 2

«Закат профессий»

«Технологии в мире профессий» — видеолекция

Рабочие материалы — 2015

В раздел «Энергетика» — 2015 

10 крупнейших научных достижений за 2015 год 

Пособие по рисованию комиксов

Необходимые материалы для подготовки потенциальных участников

Статья в газете «Диалог» о форуме-конкурсе 5-7 сентября 2016 года

Видеорепортаж телеканала «Россия 24» о форуме-конкурсе 5-7 сентября 2016 года

Материалы для подготовки участников к форуму-конкурсу 21-23 марта 2017 года

IV раздел. Информационные площадки технологии «Образовательный форсайт».

Официальная страница форума-конкурса в социальной сети «Vkontakte»

Сайт МБОУ «Северская гимназия»

Сайт Ресурсного центра образования ЗАТО Северск