Уважаемые коллеги!
Планируется Региональная конференция «Основы экономического образования, ученического предпринимательства и научно-технического творчества: опыт, проблемы, перспективы», которая позволит ответить на предлагаемые вопросы и просмотреть возможные пути решения возникших проблем. Мы формируем позиции заинтересованной аудитории и предоставляем площадку для выражения своего отношения к предлагаемым проблемам. Отдел развития образовательных систем ОГКУ РЦРО приглашает до 20 ноября 2011 г. принять участие в офф-лайн семинаре.
Вопросы для обсуждения:
- Основы экономических знаний и ученического предпринимательства в профильной школе
- Насколько востребованы на сегодняшний день современными школьниками экономические знания?
- Существует ли запрос в образовании на формирование компетенций ученического предпринимательства?
- Каковы существующие модели экономического образования реализуются в Вашем образовательном учреждении?
- Создание условий для развития научно-технического творчества в современном образовательном учреждении.
- Какие дефициты испытывают образовательные учреждения разного уровня образования при формировании научно-технического творчества?
- Какой положительный опыт можно привести в качестве путей решения проблем развития научно-технического творчества и формирования базы для него?
- Ресурсы взаимодействия бизнеса и образования для реализации новых ФГОС.
- Существует ли опыт взаимодействия образования и бизнес — сообщества в Вашем образовательном учреждении? Какова модель данного взаимодействия?
- Каковы положительные результаты данного взаимодействия в свете реализации ФГОС? Как их можно применить на базе других образовательных учреждений?
- Взаимодействие ВУЗов и учреждений общего образования по формированию экономических знаний, предпринимательских компетенций и научно-технического творчества.
- Каковы модели взаимодействия ВУЗов и учреждений общего образования по формированию экономических знаний, предпринимательских компетенций и научно-технического творчества вы реализуете на примере своего образовательного учреждения?
- Каковы положительные результаты данного взаимодействия в свете реализации ФГОС? Как их можно применить на базе других образовательных учреждений?
Будем очень рады Вашему участию!
Для участия в семинаре Вам необходимо зарегистрироваться на нашем сайте ОГКУ «РЦРО» и оставить комментарий к данному сообщению объемом до 1 000 знаков, тексты более 1 000 знаков рекомендуем отправить отдельным файлом на e-mail:
Здравствуйте!
Хотелось бы поделиться опытом Центра дополнительного образования детей «Планирование карьеры» по развитию предпринимательских компетенций старшеклассников и пригласить к сотрудничеству.
В феврале 2011 г. в ЦПК был открыт первый в г. Томске Бизнес-инкубатор для старшеклассников, который реально помогает ребятам начать свой бизнес. Старшеклассники готовят свой бизнес-проект и представляют его на фестивале потенциальным инвесторам — ученым и предпринимателям г. Томска, которые помогают ребятам подготовить и реализовать проект. По нашему замыслу только в процессе реальной деятельности возможно развить предринимательскую компетентность. и уже есть результаты. В направлении вызова Президента РФ о том, что к середине 2020 г. чуть ли не половина страны должна заниматься бизнесом образовательная программа Бизнес-инкубатора выстроена по принципу психолого-педагогического сопровождения самоопределения и профориентации обучающегося в процессе подготовки и реализации собственного бизнес-проекта. Свой опыт в этой области мы готовы предложить другим участникам регионального проекта по развитию школьного предпринимательства и научно-технического творчества.
Вместе с тем, существует ряд проблем, решение которых облегчит нашу работу по развитию предпринимательских компетенций старшеклассников. Главная проблема — несовершенство нормативно-правовой базы для реализации предпринимательских инициатив ребят. Не менее важная проблема — отсутствие финансирования деятельности Бизнес-инкубатора (конечно, мы привлекаем средства социальных партнеров и спонсоров, но этого недостаточно для долгосрочной и систематической деятельности. Надеемся результаты данной конференции приблизят нас к решению этих проблем или подскажут направления поиска решений.
Предложение для участников регионального проекта: обменяться ресурсами с тем, чтобы создать реальную сеть с общей задачей и распределением прав, обязанностей и функций. Необходимо продумать такой механизм взаимодействия участников сети, который поможет создать условия для активного включения в наш проект всех желающих школьников и студентов, в первую очередь через системное использование наших ресурсов.
Спичева Дина Ивановна, зам.директора МАОУ «Планирование карьеры»
Согласна с позицией: необходимость объединения сетевых ресурсов Томской области по формированию предпринимательских компетенций у школьников.
Буквально 2-4 ноября в Управлении образования г/о Стрежевой проходил Круглый стол с представителями всех уровней власти, директорами школ, бизнеса с обсуждением направлений взаимодействия субъектов образования и социально-экономического развития г/о Стрежевого для обеспечения качества общего образования старшеклассников.
В рамках круглого стола ОГКУ «Региональный центр развития образования» представил описание прецедента создания сетевого взаимодействия разных уровней образования (общего, среднего, высшего профессионального), структур управления, бизнес – структур г/о Стрежевой. Данное взаимодействие рассматривалось в форме организации школьного предпринимательского инкубатора (ШПИ) как инфраструктуры поддержки ученического предпринимательства.
Таким образом, добавляется еще одно звено цепи школьных предпринимательских инкубаторов Томской области, организованных на базе РВЦИ таких, как МАОУ «Северская гимназия» ЗАТО Северск, МАОУ «Центр планирования карьеры» г. Томск. При этом создаются условия для формирования полноценного сетевого взаимодействия по вопросам развития ученического предпринимательства и объединению всех ресурсов.
В этом случае необходимо продумать формы такого взаимодействия, которые могли бы помочь педагогам в организации процесса экономического образования с основами ученического предпринимательства.
Уважаемые коллеги!
У меня появилось несколько вопросов по теме семинара. Вы частично знакомы с нашей проблемой прошедшего лета, когда мы с большим трудом устраивали ребят на работу, в рамках реализации социального проекта «Биржа труда для подростков». Основная причина этого то, что с нынешнего года были увеличены налоговые отчисления для предпринимателей и им стало просто невыгодно брать к себе на работу подростков. Беседуя сегодня с директором Центра занятости Натальей Семеновной Лисиной о данной проблеме, мы затронули вопрос создания ШПИ.
Вопрос 1: Если в школах будут созданы ШПИ или МП и ребята будут реализовывать свою продукцию населению, какой процент налогов они будут выплачивать? Ведь если те же 30%, (а детская продукция стоит, как правило, недорого), то ни о какой прибыли говорить не приходиться.
Вопрос 2: О взаимодействии бизнеса и образования. Как и каким образом привлечь бизнес в образование, привлечь их к проблемам современной школы? Опять же (наступая на больную мозоль), наши предприниматели охотно отозвались и поучаствовали в 1 сессии «Молодежь в предпринимательской среде», когда им были нужны свежие идеи, проекты. А вот поработать над разработкой сетевой образовательной программы желающих особо не нашлось. Так каким же «пряником» будем «завлекать» предпринимателей? Хотя, может они не везде такие, как в Стрежевом!
С уважением, Наталья Николаевна Медведева, Стрежевой, 15.11.2011г
Здравствуйте!
Отвечу от лица стрежевских предпринимателей и не только. Во-первых, создание ШПИ не обязательно начинать с какой-либо гос.регистрации. Это самые первые и самые большие грабли начинающих предпринимателей. И таких граблей в реальном предпринимательстве предостаточно. Поэтому наступать на них не нужно! Для начала тем ребятам, которым, в принципе, интересна тема предпринимательства, нужно объединиться, как-то сгруппироваться. Ведь собираться в компании они могут и без каких-либо регистраций! Затем, определившись со сферой деятельности, что-либо произвести (товар или услугу), и, ГЛАВНОЕ, продать это кому-то реальному, т.е. удовлетворить настоящую потребность. Такие действия помогут ребятам самим почувствовать вкус предпринимательства. А уж потом, на вырученные деньги, регистрироваться и как-то «упаковывать в документы» свою деятельность.
И во-вторых (логически вытекает из первого), бизнес не надо будет «привлекать»! Адекватный предприниматель разговаривает с любым предпринимателем, вне зависимости от уровней развития обоих, на равных. Тем более, если их интересы пересекаются. Школьники, самостоятельно продавшие свой (или чужой) товар\услугу, автоматически становятся на путь предпринимательства. При этом партнерство ребят и предпринимателей может происходить как на школьной территории (ШПИ), так и на территории предпринимателя: школьники действуют по документам и от имени предпринимателя, т.к. у него уже есть и юр.лицо, и бухгалтерия, и пр. Ведь цель образовательной программы — развитие предпринимательских компетенций у школьников. А сотрудничая таким образом необходимая цель достигается неизбежно.
Надеюсь, мой ответ как-то поможет в разработке Программы.
С уважением, Александр Гринченко, предприниматель, г.Стрежевой.
Александр.
Ваш взгляд на механизм возникновения Школьного предприятия (ШП) интересен для обсуждения. В связи с этим, хотелось бы договориться о названиях: ШПИ – это школьный предпринимательский инкубатор, который и рассматривается как инфраструктура поддержки ученического предпринимательства.
Основной целью деятельности ШПИ является развитие инновационного, проектного, предпринимательского, научно-технического мышления детей и молодежи, создание образовательной среды для позитивного внутрисетевого взаимодействия, распространение лучших педагогических практик в области экономического образования и научно-технического творчества.
ШПИ призваны быть средой, в которой инициируются вновь образующиеся Школьные предприятия (ШП). Сетевое взаимодействие Школьных предприятий предполагается в рамках регионального проекта «Создание региональной сети школьных технопарков и предприятий в качестве ресурса формирования предпринимательской компетентности и научно-технического творчества детей и молодежи Томской области» (Распоряжение ДОО ТО от 11.10.2011 №592-р, http://rcro.tomsk.ru, раздел проекты, название проекта).
А далее механизм их возникновение через регистрацию юридического лица предпринимателем – очень возможный вариант. В качестве данного предпринимателя может выступить заинтересованный родитель, который в счет прибыли от предпринимаемой деятельности, будет направлять и сопровождать самостоятельную активность учеников.
Марина Алексеевна, вариант взаимодействия с родителями мне нравится. При этом не надо будет преодолевать стену родительского непонимания того, чем занимается его ребенок. Да и родители одноклассников охотнее доверят своего ребенка кому-то из своего круга, нежели незнакомому предпринимателю-«буржую». 🙂 Поэтому такой вариант имеет право на существование.
Коллеги, понятна Ваша тревога в части налогового бремени и мотивации взаимодействия бизнес – сообщества и образования. Для выстраивания данного взаимодействия очень полезно услышать самих представителей бизнеса.
Призываю представителей бизнес-сообщества вступить в открытое обсуждение по вопросам взаимодействия для уяснения следующих моментов:
— каковы условия сближения и нахождения общих точек у бизнес — сообщества и образования при формировании предпринимательской компетенции у школьников?
— каковы дефициты, риски, проблемы рассматриваемого взаимодействия?
Если в 19 веке богатство страны определялось природными ресурсами,то сейчас богатство государств определяется активность(экономической) его граждан. Именно,этим объясняется высокий уровень жизни ряда
стран Европы.
Виной тому является отсутствие экономических знаний в процессе получения образования в средней и высшей
школе.И чем раньше ребенку в доступной форме будут уроки активности в рыночной экономике,тем быстрее мы
разовьем свою экономику и тем успешнее будет сам человек.Еще огромную роль играет мотивация. У наших
граждан не только нет мотивации,а есть просто «аллергия». Государство много прилагает усилий,чтобы привлечь к рыночной экономике.Но тяжело человеку перестроить свое мышление в зрелом возрасте.
Причины,которые мешают человеку быть экономически активным следующие:
1.отсутствие мотивации;
2.незнание основ рыночной экономики;
3.финансовая неграмотность;
4.отсутствие навыков организаторской работы и лидерских качеств;
5.отсутствие воспитания воли в достижении результата;
6.Отсутствие желания (а по сути боязнь) брать ответственность на себя;
7.Отсутствие веры в себя.
Всему этому надо учить и воспитывать и чем раньше,тем лучше.
p.s. Читая комментарии,считаю,что реальным бизнесом в школе не стоит заниматься,так как налоговое законодательство разрабатывалось для бизнеса,а не для школ.Цель школы- дать хороший базис тогда будет
меньше страхов и проблем.
Соглашусь с причинами нежелания огромного количества взрослых людей включаться в экономическую деятельность. Однако цель современно школы в данном контексте заключается в том, чтобы дать возможность применения получаемой информации, чтобы они становились знаниями. Кончено, есть сомнения, что это станет крупным бизнесом, но практические попытки получения прибыли обучающимися через развитие своих предпринимательских способностей — это реальность и задача перед современным образованием. Компетентносто-ориентированном образовании. А это только возможно получить в практике. Это должно быть возможностью, но не массовой принуждающей формой, ведь предпринимательская способность проявляется только у части людей. Для них и работают программы развития данных компетентностей.
По моему мнению, организация предпринимательства в школе или участие в бизнесе учащихся дело, может быть, нужное, но не главное, а скорее второстепенное.Во основе любого дела так и предпринимательства стоит человек. Он должен знать механизм работы рынка,иметь мотивацию, а именно, что это даст лично ему и людям.
Предприниматель-это, прежде всего, руководитель и общественный деятель.Он должен иметь опыт организации людей и помощи им.На Западе действуют организации, спонсируемые государством и частым капиталом, которые предоставляют студентам эти возможности. И делается это не случайно.У молодежи воспитываются чувства сопереживания и желание помочь.Если человек не любит других людей и не готов для них сделать что-
будь полезное,вряд ли он будет заниматься бизнесом (если,конечно,он честный человек).Бизнес-это путь, который полон рисков,принятие ответственных решений,поэтому победы часто чередуются с поражениями.
Только терпение,воля и вера в себя,чувство величайшей ответственности позволит преодолеть все преграды и победить.Предпринимательство-это удел сильных, убежденных и благородных людей.Вот,что надо воспитывать и чему учить детей.Деятельность учреждений среднего образования должна быть направлена на подготовку учащихся, способных решать задачи,которые будут стоять перед страной в будущем.
И еще о финансовой грамотности.В нашем обществе существует мнение,что деньги это зло.Хотя к экономике это не относится,но детям упорно ничего не рассказывают о деньгах.Эти знания чрезвычайно необходимы и важны.
Здравствуйте все. Сегодня вернулась из Австрии, где нам представили опыт реализаци программы «Удостоверение предпринимателя-средство обучению предпринемательству в школе». Так в Австрии в 2004 году, разработана программа, которая является международно признаной, лучшим практическим примером.Цель программы: разработать знания о предпринемательстве в широких маштабах и формирование предпринимательской компетенции.В рамках программы имеются 4 модуля. Первый можно начинать реализовывать с 14 лет. В рамках данного модуля ребята получают основные экономические знания. На втором модуле знания народного хозяйства, на третьем экономические знания и последний углубление хозяйственно экономических знаний — основы открытия своего дела. Каждый модуль имеет конкретные знания как теоретические, так и практические. После изучения каждого модуля необходимо сдать электронный экзамен, который размещен и одобрен Евро союзом. Обучение платно 300 евро курс. Программа представлена на сайте и ребенок может выбирать форму обучения. Разработкой и реализацией программы занимаются представитили образовательной политики Федеральной палаты экономики Австрии. Каждый 20 обучающийся Австрийской школы изучают карс. Очное обучение может реализоваться в любой школе по желанию детей и руководителя. При этом, в первую очередь в разработке принемают участие предпринематель, именно они заинтересованы в детельной разработки.А чситаю, что и нашим детям интересен курс экономики и требует разработки. При этом точно знаю, что горящих глаз много, но необходимо очень хорошо продумать систнму.
Уважаемые коллеги!
Подведем некоторые итоги: за время офф-лайн семинара отзывы участников просмотрели 134 заинтересованных в экономическом образовании подрастающего поколения, по вопросам обсуждения оставили 11 комментариев.
Благодарим всех за участие, за проявленное неравнодушие к проблемам экономического образования в современной школе. Особая благодарность представителям бизнес – сообщества за непосредственную заинтересованность в развитии предпринимательской компетентности школьников.
Продолжение обсуждения произойдет на I Региональной научно-практической (очно-заочной) конференции «Основы экономического образования, ученического предпринимательства и научно-технического творчества: опыт, проблемы, перспективы», которая планируется 17 января в г. Томск. Оргкомитет приглашает к участию в Конференции представителей общего, высшего и среднего профессионального образования, бизнес – сообщества и всех заинтересованных лиц.
Содержательные направления работы конференции:
• основы экономических знаний и ученического предпринимательства в профильной школе;
• создание условий для развития научно-технического творчества в современном образовательном учреждении;
• ресурсы взаимодействия бизнеса и образования для реализации новых ФГОС;
• взаимодействие учреждений разного уровня образования (общего, дополнительного, профессионального образования) по формированию экономических знаний, компетенций предпринимательства и научно-технического творчества.
Подробная информация о Конференции будет размещена на сайте РЦРО: http://rcro.tomsk.ru