Общественные обсуждения реализации проекта модернизации региональной системы общего образования в Томской области начались с Брифинга для средств массовой информации «От качества образования к качеству жизни. Что такое новое качество образования: принципиально новый уровень жизни или шаг назад в развитии системы образования?», который состоялся 27 ноября 2011 г. в школе № 40 г. Томска.
В брифинге приняли участие:
— Данилова Марина Викторовна, главный специалист отдела мониторинга и анализа Управления оценки качества образования Рособрнадзора;
— Роман Викторович Селюков, заместитель директора, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»;
— Владимир Константинович Бацын, начальник отдела региональной политики, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»;
— Наталья Максимовна Шадрина, эксперт АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»;
— Александр Андреевич Щипков, начальник Департамента общего образования Томской области;
— Борис Валентинович Илюхин, заведующий Центром мониторинга и оценки качества образования ТОИПКРО, руководитель регионального центра обработки информации ЕГЭ.
После приветствия собравшихся, Р.В. Селюков отметил, что «в настоящее время в России в рамках модернизации образования прошел целый ряд событий и конкурсов, в которых приняли участие субъекты РФ, профессиональные и научные организации. Уникальность года заключается в том, что проблематика оценки качества образования выделена отдельным блоком. Институт проблем образовательной политики «Эврика» представляет 3-х летний проект по разработке Всероссийской системы оценки качества общего образования. Приезд в Томскую область не случаен – это давние связи с томской землей, особо продуктивна была работа с 2008 года в период реализации КПМО.
Что же делается сегодня. Введен ФГОС, он при этом отсутствует описание подробных результатов, которые ребенок должен получить. Не в одном нормативном акте такого нет. Есть требования к результатам, но у учителя нет инструментария для оценки результатов. В этой ситуации «большого запаздывания» надо определить требования к системам оценки качества образования и определить требования к инструментам оценивания качества образования на школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Все требования лягут в основу Всероссийской СОКО. Мы исходим из положения: «Качество образования не равно результатам образования». По результатам пытаются судить о качестве работы школы – что не корректно. Есть проблемы с аттестацией учителей, т.к. критерии во многих субъектах РФ не соответствуют требованиям ФГОС. Что мы хотим получить в результате проекта:
- Проект документа, который будет регламентировать систему оценки качества образования.
- Пример инструментов и требования к инструментарию оценки качества образования.
- Результаты пилотажей, в разных субъектах по разным вариантам оценки».
Интересным был ответ вопрос корреспондента ГТРК г. Томск, заданный из зала: «Не будут ли ущербными те дети, которые не учатся по ФГОСам?». На что Р.В. Селюков ответил: «Сейчас действует два стандарта. Если спросите Гос. стандарт 2004 г. лучше или хуже? По моему мнению – хуже. О не содержит представления о современных результатах образования. Нельзя сказать, что остальные дети (кто не учится по ФГОС) «бедные». Они учатся по отработанным за много лет стандартам. Учителя знают, как по ним учить (знания, умения, навыки). Да, по ФГОС дети получают другие результаты – метапредметные результаты, внеучебные достижения».
Н.М. Шадрина добавила: «Во многих школах активно используется технология развивающего обучения. Нельзя говорить однозначно, что в такой школе дети не достигают метапредметных результатов. Они просто не фиксируются. Сейчас это больше вопрос выбора образовательного учреждения – применять такие технологии или нет.
А.А. Щипков заметил: «Мы понимаем, что сам факт перехода на новый ФГОС не означает, что результат моментально получится. Важно учитывать готовность учителя. Пока не будут четко определены критерии и показатели качества – это будет сложно. Разобраться в этом – задача подобного семинара.
В.К. Бацин обратился к первоистокам: «Сама причина, по которой вдруг возник Стандарт лежит не в образовании, ни в министерстве или правительстве. Их придумала жизнь. Наши ученики перестали готовиться к жизни в замкнутой системе «Российская Федерация». Требования задаются международным рынком труда. Именно оттуда идут требования о компетентностях. Это не прихоть России … и вот волна накрыла нас. И каждая страна в рамках своих возможностей дает ответ на вызов мирового развития. Важно, понимают ли этот вызов учителя, родители, и сами ученики. Важно, чтобы дети понимали, в какой системе вызовов они живут. Сегодня большинство выпускников школы не понимают, какое качество образования они получают. Они получают образование или берут его? Когда ученик становится субъектом собственного образования – в школе или только через 50 лет… Задача внедрения ФГОС как раз для того, чтобы приблизить это осознание и потребность.
На следующий вопрос: «Не приведут ли эти изменения к понижению качества образования. К примеру, ребенок в младших классах еще не делает выбор, учитель в замешательстве, родители не имеют выбор», Р.В.Селюков ответил: «Если рассмотреть с точки зрения учеников, в 9 классе ребенок должен попасть в такую среду, где может сделать выбор. Но для этого нужна, тренировка с начальной школы. Что для меня интересно, что трудно. Это сложная задача. Учитель не может моментально перестроится. Как говорят, сколько человека не учи, до тех пор, пока он не будет делать, он не поймет, что от него требуется. Если про родителей. Вспомните – раньше писали перьевой ручкой и это было нормой. Когда вводили шариковую ручку, много было дискуссий. Прошло некоторое количество времени, и писать шариковой ручкой воспринимается всеми нормально. Как это произошло – люди попробовали и сравнили и выбрали. Так же и со ФГОСами – они вводятся постепенно, и родители будут расти вместе со своими детьми. Через поколение это будет нормально». В.К. Бацин добавил: «Когда нынешние первоклассники станут выпускниками, придут первоклассники – они будут другими. Технические средства внесут свои коррективы. Приходящие в школу дети принадлежат к другой культуре (технической), нежели учителя, которые призваны их учить. Здесь ответа нет и это вопрос творчества, когда ученики становятся участниками проектирования своего образования.
© ОГКУ «РЦРО», Абрамов Д.С., Лежнин В.Г., Попелнухин А.Н., Тетенчук И.В., Чистяков Ю.А.
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.