История возникновения идеологем «Деньги – в обмен на обязательства» и «Деньги в обмен на эффективность».
Как соотносятся между собою «пространство результатов» и «пространство эффектов»?
В сообщении эксперта большое внимание уделено общественному продвижению социальных, экономических, образовательных и пр. эффектов. В этой связи возникает вопрос о том, когда в Росси государство и общество гордилось школой, когда общество понимало ценность образования, и в чем причина этой гордости.
Оценивая реплики из аудитории, можно сделать вывод, что эти исторические периоды были очень короткими, а причины гордости неоднозначны и, зачастую, основаны на мифах. В этом смысле одна из задач организации и проведения мониторинга — развеять мифы о советской школе.
Проект выходит за рамки партийности. У нас появляется возможность иными способами позиционировать систему образования в целом. В качестве примера лектор привел проект реализуемый Росатомом. Ценность проекта не только в изменении системы образования, задача еще и в том, чтобы общество об этом узнало и изменило свое отношение к школе, директору, системе в целом. Важно, чтобы общество знало, что корпорация продвигает важный социальный проект.
Почему общество «не видит» школу?
- Цели, содержание, формы образования и цели, содержание и формы развития Большого общества
- Осознает ли Большое общество универсальную ценность образования?
- Осознает ли ученик универсальную ценность образования («образовательную ответственность» перед самим собой)?
- Образование и социализации выпускника?
Наша кондовость в восприятии школы – губительна для развития образования (в бюджете заложено всего 3% от доходов государства на развитие школы), а наши нынешние выпускники – какое впечатление сохранят от школы?
Следующая линия обсуждения была связана с влиянием общества на формы и содержание образования. У родителей должны быть институциональные формы предъявления своего запроса системе образования.
Участвует ли общество в определении современной результативности образования? А главное, владеет ли оно информацией и средствами для такого рода действия. По мнению эксперта, гордость за результаты деятельности положительно коррелирует с участием в ней. «Само общество не понимает, что такое результативность, качество образования, — отметил докладчик. — Устаревшие представления о качестве школьного образования подкрепляются личным опытом, который не был критически переосмыслен».
«Школа, по идее, занимается предоставлением образовательных услуг, основным заказчиком которых выступает родитель, — рассуждал докладчик. — На деле родители не понимают реальных ценностей образовательного результата, а единственным показателем качества образования остается отметка по предмету». Родители, таким образом, не понимают значимость метапредметных и личностных результатов, которые, с одной стороны, являются требованием нового образовательного стандарта, и благодаря которым, с другой стороны, в ребенке формируются качества и способности, позволяющие решать новые задачи (что, в конечном итоге, скажется на умении строить свою жизнь и карьеру).
Советская школа, по мнению эксперта неплохо решала задачи социализации детей в рамках того устройства общества и государства: если у тебя хорошие отметки – ты поступишь в институт, если ты активен в социальной жизни – пойдешь по партийной линии. «Сейчас у нас сложился уникальный момент, когда мы сможем переломить отношение к образованию, — сказал В.К. Бацын. – Достигнуть этого можно за счет прогнозирования эффектов от реализации инициатив».
Предполагается, что эффектами могут выступить:
- изменение отношения общества к профессии учителя – профессия учителя уважаема и престижна;
- учительский труд достойно оплачивается;
- лучшие учителя остаются работать в школе, а не уходят в другие социально-экономические пространства).
Стандарты (ФГОС) задают новые возможности для:
- выстраивания открытого образовательного пространства;
- на содержательном уровне задаются новые требования к квалификации администратора и педагога;
- появляется возможность новых способов организации пространства;
- задается иной тип образовательного результата (проектируются новые типы аттестации).
Далее докладчик подробно остановился на традиционных и более неформальных (региональных) способах общественного продвижения результатов проекта.
Важно доносить до общественности информацию об изменениях в системе образования.
Показатель: Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте РФ за IV квартал предыдущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал предыдущего года
Эффект, общественно значимый результат проекта:
- Профессия учителя уважаема и престижна;
- Учительский труд достойно оплачивается;
- Лучшие учителя остаются в школах, а не ищут более высокооплачиваемую работу.
Эффект, общественно значимый результат проекта:
- Плохой учитель не будет иметь права учить детей;
- В школах есть система отбора и поддержки лучших учителей;
- Учителей проходят аттестацию для готовности работать по новым стандартам.
Показатель: Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования)
Эффект, общественно значимый результат проекта:
- Дети получают более качественное образование;
- Дети получат образование, которое позволит им быть успешными в жизни;
- Дети будут иметь возможность развивать свои способности;
- В школах улучшаются условия образования детей: закупается новое оборудование, обновляются кабинеты.
Показатель: Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте РФ за IV квартал предыдущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за I квартал предыдущего года
Эффект, общественно значимый результат проекта:
- Профессия учителя уважаема и престижна;
- Учительский труд достойно оплачивается;
- Лучшие учителя остаются в школах, а не ищут более высокооплачиваемую работу.
Эффект, общественно значимый результат проекта:
- Плохой учитель не будет иметь права учить детей;
- В школах есть система отбора и поддержки лучших учителей;
- Учителей проходят аттестацию для готовности работать по новым стандартам.
Показатель: Доля школьников (по ступеням общего образования), обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников (по ступеням общего образования)
Эффект, общественно значимый результат проекта:
- Дети получают более качественное образование;
- Дети получат образование, которое позволит им быть успешными в жизни;
- Дети будут иметь возможность развивать свои способности;
- В школах улучшаются условия образования детей: закупается новое оборудование, обновляются кабинеты.
Способы (неформальные) продвижения результатов и эффектов проекта:
- создание переговорных площадок с общественностью (управляющий совет, совместные социальные проекты и т.д.);
- активное сотрудничество с СМИ по освещению содержания проекта (медийное сопровождение);
- публичное экспертное обсуждение наиболее важных проблем модернизации образования;
- выстраивание дискуссий на родительских собраниях, по поводу содержания модернизации образования.
- создание на уровне региона почетных званий и наград за развитие образования;
- выстраивание дискуссии со школьником по поводу универсальной ценности образования;
- Тотальная социокультурная экспансия образования во «внесистемное» пространство
© ОГКУ «РЦРО», Абрамов Д.С., Лежнин В.Г., Попелнухин А.Н., Тетенчук И.В., Чистяков Ю.А.
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.