26 августа 2013 года в рамках IX-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок состоялся круглый стол «Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания в реализации ФГОС», в котором приняли участие 31 человек – учителя начальных классов, истории, русского языка и литературы, биологии, ИЗО, заместители директоров по УВР, методисты муниципальных органов управления образованием, преподаватели ТГПУ, ТОИПКРО, сотрудники ОГАУК «Центр татарской культуры», священники Томской епархии РПЦ.
Ведущий Круглого стола: О.А Котиков, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО.
На Круглом столе выступили:
- О.В. Шушпанова, председатель Комитета развития образовательных систем Департамента общего образования Томской области. «Задачи духовно-нравственного развития и воспитания в контексте реализации ФГОС».
- О.А. Котиков, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО. «О проблемах духовно-нравственного развития и воспитания в условиях множественных реформ образования».
- А.Н. Кошечко, доцент ТГПУ, координатор курса ОРКиСЭ в Томской области. «Базовые ценности русской культуры»
- Е.Ю. Ушакова Елена, учитель английского языка, истории, ОРКиСЭ МБОУ «Поросинская СОШ» Томского района. «Проблемы преподавания курса ОРКиСЭ в сельских школах».
- Е.П. Ромаданова, заместитель директора НОУ «Гимназия «Томь»» г.Томска. «Православная составляющая русской литературы».
- В.А. Куренкова, учитель русского языка и литературы МАОУ «Северский физико–математический лицей». «Методы и приемы приобщения родительской аудитории к православной культуре».
- Н.А. Гузикова, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО. «Место и роль духовно-нравственного воспитания в профилактике правонарушений и наркомании».
- О.Г. Михайлова, учитель русского языка и литературы, Беккер Наталья Владимировна, учитель начальных классов. «Духовно-нравственное воспитание в условиях светской школы».
- О.В. Петрова, заместитель директора МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района. «Пути реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сельской школе».
- Е.Ш. Сафиуллина, учитель истории МБОУ «Чернореченская СОШ» Томского района, главный специалист по информационным и международным связям. «Исламская культура как составная часть культуры России».
Участники высказались по проблемам и внесли предложения в проект Резолюции. Предложенный проект Резолюции был принят за основу. Кафедре педагогики и психологии ТОИПКРО было поручено текст Резолюции доработать в соответствии с замечаниями и предложениями участников. Ниже – текст Резолюции Круглого стола, подготовленный с учетом высказываний и письменных предложений:
РЕЗОЛЮЦИЯ Круглого стола «Проблемы духовно-нравственного развития и воспитания в реализации ФГОС», МАОУ СОШ №40 г.Томска, 26 августа 2013 г.
Мы, участники Круглого стола, обсудив проблемы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России при внедрении новых стандартов образования и реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,
Пришли к согласию в том, что:
- Одной из основных функций образования является консолидация нации.
- Основой единства нации являются духовно-нравственные ценности.
- В соответствии с принципом целостности образование должно включать знания о религиозных культурах как важнейшей части большинства культурных традиций и о религиозном мировоззрении как части ряда научных дисциплин, а также обеспечивать духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.
- В нормативных документах, касающихся деятельности образовательных учреждений на территории Российской Федерации, духовно-нравственное развитие и воспитание личности обозначено как приоритетное направление, занимающее центральную часть в образовательной деятельности по реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов. Однако в настоящее время в Томской области можно отметить наличие определенных проблемных ситуаций, препятствующих отмеченному выше пониманию значения и роли духовно-нравственного воспитания:
- многие работники образования еще не восприняли новое содержание и требования новых стандартов общего образования и нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- среди педагогов и родителей сохраняется убеждение, что от государства отделена не только церковь как организация, но и религиозная культура и религиозное мировоззрение;
- в нормативных документах отсутствует определение допустимого типа духовности, что позволяет сохранять настороженное отношение к традиционным религиозным культурам или допускать в образовательной деятельности обращение к нетрадиционным религиям и негативную духовность;
- в связи с отсутствием четких рекомендаций учреждения образования воздерживаются от возможностей партнерства с организациями традиционных конфессий;
- в практике патриотического воспитания, в организации профилактики правонарушений и наркомании, в воспитательной деятельности не используется в полной мере потенциал духовно-нравственного воспитания на основе традиционных религий;
- существует потребность в методических материалах по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания, а также в методических пособиях по модулям курса ОРКиСЭ;
- существует потребность в регулярном обмене позитивным опытом по организации духовно-нравственного развития и воспитания в образовательных учреждениях.
Опираясь на содержание и требования новых федеральных государственных образовательных стандартов, а также учитывая обозначенную в «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях на 2013-2018 годы» качественно новую роль воспитательной деятельности (составной частью которой является духовно-нравственное воспитание), и в связи с результатами обсуждения мы считаем целесообразным в Томской области:
- Создать региональный межведомственный Координационный совет по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания личности.
- Разработать региональную целевую программу духовно-нравственного развития и воспитания личности жителя Томской области с учетом принципа неразрывности светской и религиозной культур.
- Включить во все оценочные процедуры анализ соответствия образовательной деятельности требованиям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Включить в госзадание ТОИПКРО систему повышения квалификации по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания личности. При этом включить вопросы духовно-нравственного развития и воспитания личности в инвариантную часть курсов ПК, а также увеличить объем деятельностных/активных форм ПК.
- Разработать систему поощрения достижений в сфере духовно-нравственного развития и воспитания личности в Томской области.
- Обратить внимание работников образования, что носителями базовых национальных духовных ценностей России являются народ, семья и традиционные российские религиозные объединения.
- Одобрить опыт внедрения программ «Социокультурные истоки» и «Духовная культура Отечества» в образовательных учреждениях Томской области.
- В соответствии с возрастными особенностями на основе форм и методов духовно-нравственного развития и воспитания разработать ряд типовых школьных программ по профилактике правонарушений и наркомании, а также программы военно-патриотического воспитания в качестве профилактики девиантного поведения.
- Организовать региональный банк методических разработок по модулям курса ОРКиСЭ, позволяющих добиться более качественного обучения.
- Организовать периодический выпуск методических материалов по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания личности.
- Подготовить методические рекомендации по организации партнерства и допустимым формам взаимодействия школ с социальными партнерами в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания личности.
- Регулярно проводить семинары-совещания по проблемам духовно-нравственного развития и воспитания на базе экспериментальных и стажировочных площадок всех уровней.
- Годовой план мероприятий и конкурсов по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания публиковать к началу учебного года.
- Разработать систему тиражирования позитивного опыта образовательных учреждений в сфере духовно-нравственного воспитания и развития.
Эксперт-аналитик: О.А. Котиков, доцент кафедры педагогики и психологии ТОИПКРО