Круглый стол «Томский центр Межрегиональной тьюторской ассоциации: разработка и апробация средств индивидуализации от дошкольного уровня до высшего и дополнительного профессионального образования»
26 августа 2013 года в рамках IX-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок состоялся круглый стол «Томский центр Межрегиональной тьюторской ассоциации: разработка и апробация средств индивидуализации от дошкольного уровня до высшего и дополнительного профессионального образования», в котором приняло участие 15 человек, среди которых педагоги дополнительного образования, учителя, методисты, представители других сфер, заинтересованные тьюторством.
1. Л.М. Долгова в презентации представила основные организации, входящих в Томский тьюторский центр (ТТЦ) МТА: НОЦ ТГУ «Институт инноваций в образовании, МБОУ СОШ «Эврика-развитие» г.Томска, Открытый молодёжный университет, Региональный центр развития образования, Детский сад №4Монтессори, Молодёжный кадровый резерв, Центр корпоративного развития ТУСУР. Она провела анализ их деятельности в прошедшем учебном году, назвала трудности в деятельности Центра, связанные с тем, что ТТЦ существует как общественная организация и не имеет институционального закрепления.
2. Затем состоялась презентация тьюторских практик:
— Т.А. Костенко, зам. заведующего детского сада №4 «Монтессори» в презентации «Тьюторское сопровождение в детском саду при реализации Федерального стандарта дошкольного образования» сделала акцент на то, что введение ФСДО в дошкольном образовании требует введения позиции тьютора, но тьюторы есть не во всех детских садах. Ей задали вопрос: « Как стандарт и тьюторство связаны?» В Монтессори -практике есть Монтессори педагог. Как там появляется фигура тьютора?» Т.А. Костенко ответила, что для полноценной реализации фгос и сопровождения ребенка в среде необходимо вводить эту позицию. С точки зрения исторического масштаба трудно говорить о тьюторстве в дошкольном образовании. Педагог создает среду, формирует у ребенка культурные представления, а выбор может быть и вне среды. Монтессори культивирует среду и учитель работает в искусственной ситуации, а тьютор Монтессори расширяет пространство, живёт в ситуации , когда выход за рамки среды просто необходим. Акцент на том, что это связано с детскими проектами. Ситуация неопределенности, необходимость выживания. Тьютор работает с тем, что над средой. Можно строить технологию тьюторской работы, которая не будет сливаться с технологией Монтессори, а обеспечивает то, что каждое событие становится образовательным.»
— Т.С. Вьюгова, руководитель экспериментальной деятельности НОУ «Открытый молодежный университет» в презентации «Тьюторское сопровождение в дистанционном образовании» остановилась на специфике работы педагога с тьюторской позицией в рамках формирования стандарта. Ей задали вопрос: «А различают ли они педагога с тьюторской компетенцией от педагога с тьюторской позицией? Работают ли над формированием компетентностей тьютора в дистанционном образовании?» Т.С. Вьюгова ответила, что трудности у самих учителей – что есть стандарт – понимают, а как к нему двигаться – не понимают. Это можно поставить как задачку. Сложное различение – позиция и компетенция, пока это больше гипотеза».
— П.У. Мухамедова, координатор тьюторской работы, МБОУ СОШ «Эврика-развитие» представила сообщение «Ресурс тьюторства для реализации ФГОС», в котором подчеркнула, что сейчас тьюторство в школе стягивается к образовательным событиям, за счет образовательных событий происходит стяжка содержания. Событие – место сборки того образовательного движения, которое инициировано тьютором и тьюторантом на месте формирования образовательной инициативы тьюторанта. Вопрос – за счет чего индивидуализация, если тьютор работает совместным действием? Ответ: за счёт проявления детского интереса, его реализации, представления продуктов.
Суждение А.О. Зоткина: « Проблематизация та же, что и в дошколке: в рамках школы индивидуализация полноценно осуществляться не может, ресурса не хватает, начинаем среду расшатывать выходим в другое пространство. Работаем с возрастом – взросление – расшатывание предыдущего состояния и полагание того, как я буду двигаться дальше, какие средства наращивать, на какое-то время помочь определиться.
— А.О. Зоткин, кпн, сотрудник кафедры управления образованием Психологического факультета ТГУ познакомил участников круглого стола с идеей тьюторского сопровождения старшеклассников, занимающихся исследовательской деятельностью, студентами-магистрантами в презентации «Тьюторство и формирование исследовательской компетенции в ВУЗе».
3. Состоялась презентация журнала «Тьюторское сопровождение», которое подготовил А.А. Чупринин, педагог дополнительного образования МУДО «У Белого озера», член координационного совета ТТЦ. Был представлен порядок подписки на журнал .
4. Л.Н. Антропянская, педагог-психолог МБОУ СОШ «Эврика-развитие», член координационного совета ТТЦ представила идею организации Тьюторского клуба, в который приглашаются все интересующиеся тьюторством.
5. Л.М. Долгова совместно с представителями организаций ТТЦ начала складывание карты основных событий и проектов Томского тьюторского центра на 2013-14 год.
Долгова Л. М. , директор МБОУ СОШ «Эврика-развитие», координатор Томского тьюторского центра.
Порядок предоставления документов для возмещения средств, затраченных на оплату транспортных расходов для обучающихся и сопровождающих их лиц – участников мероприятий регионального, межрегионального, всероссийского, международного уровней