В 9 утра в зале Правительства Новосибирской области состоялось официальное открытие Форума. Стоит отметить явно возросший уровень организации и оригинальный подход управленческой команды форума к проведению огромного количества образовательных событий, проходящих в рамках Форума. После красочного открытия и приветственных слов Губернатора Новосибирской области В.А. Юрченко и президента Республики Татарстан Р.Н. Миниханова, председателя Ассоциации инновационных Регионов России, стартовала работа. Девиз «Интерры» в этом году – «Движение со знанием». На всех площадках ведущей темой для обсуждения стали вопросы, связанные с образовательной сферой, инновациями в этой области, проблемные точки развития.
В рамках пленарного заседания ведущие представители образования, экономики, социологии, среди которых И.Д. Фрумин, Е.Б. Кузнецов, В.В. Федоров – модератор пленара, и другие специалисты обсуждали проблемы развития образования. Необходимость разработки образовательных программ и модулей ПК нового поколения, соответствующих требованиям и запросам современного мира, было заявлено как необходимое условие развития системы дополнительного образования и повышения квалификации педагогов – содержание не соответствует требованиям. Е.Б. Кузнецов остановился на проблеме отсутствия заказа у бизнеса и неготовность системы образования предоставлять необходимые кадры. И.Д. Фрумин продолжил мысль о «старости» системы: «Живем мы по советской модели – инновации не могут спускаться сверху, они должны зарождаться на местах, но не везде это сегодня возможно. Для университетов большие деньги больше не показатель эффективности. Основной вопрос в качестве и его оценке». В.В. Федоров сделал ремарку – наша задача подумать, как сделать, чтобы островки инноваций росли.
Отметили выступающие и проблему кадров, необходимых для инновационного развития. Ремарка Фрумина заключалась в том, что сейчас мы не можем говорить о сфере образования как источнике инновационного развития, пока сама система не станет инновационной. Необходима система, чтобы тяга к новому поддерживалась – только школа, с неё необходимо начинать, в ВУЗе уже сложно. Необходимы не только навыки и фундаментальные знания для нового, нужна еще и воля. Это не компетенции, это качества. Нет воли и нет результата. Образование в этом контексте рассматривается как создание образа, позитивного примера.
Представители ВУЗов остановились на моделях предпринимательского университета, приведя в пример ТУСУР. Как там созданы условия, в том числе для бизнеса сотрудников и среда внутри.
В вопросах из зала прозвучала мысль о том, какие же меры нужны в первую очередь, чтобы сфера образования из болевой точки стала источником развития.
По мнению Артема Евгеньевича Шадрина, сегодня есть много отличных примеров. Banch marking. Необходимо распространение лучших практик совместно с институтами развития.
Е.Б. Кузнецов: «Сложно дать 2 рецепта. Необходима встряска. Рост конкуренции, формальная и неформальная составляющая в конкуренции – сетевое к примеру. Более гибкие форматы поддержки. Необходимы новые форматы и люди – их поддержка. Университетам – вовлекать в жизнь реальных предпринимателей. Общаться, и прививать не столько знания, сколько культуру достижений».
Выступающие задали рамку и общий концепт, но все же понятно, что сейчас в образовании больше вопросов и предположений, чем рецептов.
После пленарного заседания начали свою работу площадки Форума.
О мировых тенденциях в системе образования и ее будущем говорили эксперты на форсайт-сессии, прошедшей в рамках форума Interra 6 сентября.
В быстро развивающемся мире образование задает направление развития всей стране. А что задает тенденцию развития самому образованию?
По словам директора корпоративных образовательных программ Московской школы управления «Сколково» Павла Лукши, системам образования стран, переходящих в постиндустриальное состояние (к ним относится и Россия) реальность бросает сразу несколько вызовов. Во-первых, процессы передачи знаний стремительно меняются под воздействием новых технологий. Во-вторых, различные технологические стартапы выдают готовые решения, способные заменить традиционную систему образования. Наконец, новых подходов требует огромная конкуренция, в которой находятся страны, подобные нашей. По этим причинам система образования должна становиться более гибкой, учитывая еще и то, что мотивация людей к получению образования снижается.
Тренды в системе образования в ближайшие годы зададут образовательные онлайн-курсы, считает Лукша. Причем амбиции у организаций, которые их предлагают, наполеоновские: «Несколько крупных игроков могут предложить решения, которыми смогут пользоваться миллионы людей по всему миру. Где будет место российской вузовской системы в момент, когда наши студенты станут активно учиться в подобных институциях, — большой вопрос»,— объясняет эксперт.
На изменение системы образования также повлияет развитие Сети, программных комплексов, автоматизирующих рутинные операции, и внедрение нейроинтерфейсов.
— В момент, когда будут внедрены нейроинформационные технологии, связи между людьми изменятся так сильно, что появится необходимость в отличной от традиционной педагогике, – предупреждает Лукша.
По мнению руководителя группы «Конструирование будущего» Сергея Переслегина, все не так однозначно:
— Образование — консервативный процесс. Даже в ближайшие сто лет в этой системе ничего существенно не изменится. Люди, которые много чего знают, много чего могут найти в интернете. Люди, которые не знают ничего, ничего в нем не могут найти.
По словам Переслегина, прежде чем формулировать стратегии развития образования, нужно ответить на принципиальные вопросы: что изменилось в обществе и чего мы вообще от образования хотим.
— Нам тяжело оттого, что действительность меняется без нашего участия, — объясняет директор департамента стратегических коммуникаций «Российской венчурной компании» Евгений Кузнецов. — Сегодняшний технобум меняет нашу жизнь на фундаментальном уровне. Центровой вопрос — останется ли неизменной природа человека после того, как новые технологии будут внедрены.
Уже в ближайшие 10–20 лет система образования претерпит кардинальные изменения, считает Павел Лукша. Позиция учителя-репродуктора уйдет, изменятся существующие системы оценки качества образования, произойдет отказ от дипломов и от текста как основного способа передачи знания.
После обеда, в рамках дискуссии «Развитие региональных систем образования в России» участники поделились образовательным опытом своих регионов.
В качестве главного вопроса модератор дискуссии, доктор педагогических наук, профессор НИУ ВШЭ, научный руководитель Института образования НИУ Исак Фрумин назвал определение того, что сегодня оказывает наибольшее влияние на развитие образования в регионах. Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов отметил в своем выступлении успешно действующие образовательные проекты: 64 сетевые дистанционные школы, 60 специальных классов, 114 школ с инклюзивным образованием. В ходе дискуссии были рассмотрены образовательные практики Липецка, Пермского края, Республики Мордовии. В итоге спикеры сошлись во мнении, что для того, чтобы снизить уровень миграции студентов в Москву и Санкт-Петербург, необходимо создать качественные условия образования в провинции.
– Меня особенно заинтересовала практика, при которой выпускников школ стимулируют учиться в своем городе за счет гарантированных стипендий, — поделился своими впечатлениями от дискуссии Вячеслав Башев, директор Центра мониторинга качества образования, – подобный подход существует в Пермском крае. Продуктивным, на мой взгляд, является и проект «Мобильный учитель», суть которого в том, что квалифицированный преподаватель отправляется преподавать в отдаленные села на предоставленном ему автомобиле.
Использование информационных и компьютерных технологий в науке и образовании обсудили 6 сентября эксперты и участники Форума. Основной вопрос — обсуждение использования информационных технологий в науке и образовании и то, как в ближайшие 10 лет с появлением цифровых технологий в российских школах может измениться система преподавания.
Научный сотрудник Федерального института развития образования и ВЦ РАН Александр Уваров в своем выступлении отметил, что диалог между учащимися и учителями не уходит на второй план в связи с компьютеризацией обучения, но дает место инновации в их совместной работе.
Его точку зрения поддержал Александр Нечипоренко, методолог ГАУ НСО «Новосибирский региональный ресурсный центр», назвавший компьютер провокатором, который «взрывает» систему образования и заставляет ее развиваться, и при этом вносит организационные изменения в процесс образования.
– При работе с электронной доской мы используем методику развивающего обучения, когда мы можем прокрутить мультфильм или какой-либо другой медиафайл, и тогда возникнет особый педагогический эффект, который обычными средствами достигнуть невозможно, – объясняет Александр Нечипоренко.
В рамках дискуссии эксперты задались вопросом – способны ли учителя из всего многообразия технологий, которые нас окружают, выбрать самую эффективную? По мнению участников обсуждения, лишь тогда, когда педагоги научатся использовать продуктивные способы взаимодействия с детьми в новых учебных ситуациях, они смогут запустить все функции компьютерных технологий и создать электронный банк этих находок. Эксперты не успели обсудить все проблемы, связанные с использованием цифровых технологий в российских школах и 7 сентября они продолжат обсуждение вопросов технологически-ориентированного образования.
Кроме того, 7 сентября обсуждаются вопросы урбанистики, влияние горожан не только на образование, но и на развитие города. Цель дискуссии – выявить наиболее эффективные способы привлечения граждан для участия в развитии городов и территорий, в том числе и через различные образовательные технологии. Выработать предложения для эффективной работы органов власти с сообществами, определить наиболее актуальные общественные инициативы.
1. Какое дополнительное (неформальное) образование нужно гражданам и городам для устойчивого развития?
2. Как граждане сами формируют запрос на образовательную среду, участвуют в ее развитии?
3. Какие формы объединений граждан и гражданской активности наиболее эффективны для стимулирования развития городов и территорий?
Ближе к концу Форума состоялась подиумная дискуссия «Образование как образ жизни», актуализирующая проблемы и вопросы, связанные с состоянием и развитием неформального и дополнительного образования. Выработка предложений для эффективной работы органов власти, определение наиболее актуальных общественных инициатив, выявление наиболее эффективных способов привлечения граждан для участия в развитии городов и территорий, в том числе и через различные образовательные методики неформального и дополнительного образования.
Стоит отметить, что в работе Форума принимают участие представители из более 10 стран и 10 Регионов РФ – более 2 тысяч человек. Из Томской области принимают участие Губернатор С.А. Жвачкин, представители Администрации Томской области, бизнес структур, управленческие команды ОГБУ «РЦРО», НИ ТГУ, ТУСУРа, МБОУ СОШ «Эврика-развитие» и др., со многими из которых проведены рабочие встречи, достигнуты договоренности о сотрудничестве.
Не смотря на контекстный характер мероприятия, были затронуты очень важные вопросы для дальнейшего движения системы образования, в том числе и Томской области, а представленный опыт может стать локомотивом развития для Регионов.
Начальник ОРОС ОГБУ «РЦРО» Е.В. Ковалев
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.