20-21 ноября 2013 года г. Иркутск
Съезд работников образования Сибири является высшим общественно-государственным органом управления образованием Сибири. Четвёртый Съезд проведён в соответствии с решением совместного заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» от 19 октября 2012 г.
На Съезд прибыли 824 представителя из 13 регионов, входящих в Межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение»: республик Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия; Алтайского, Забайкальского, Красноярского краёв, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа.
В работе Съезда приняли участие полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе В.А. Толоконский, Губернатор Иркутской области СВ. Ерощенко, делегаты, представляющие исполнительные и законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления образованием, руководители и педагогические работники образовательных организаций всех уровней, представители профсоюзов и родительской общественности.
В рамках Съезда состоялись заседание Координационного совета МАСС по образованию, зональное совещание Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки с руководителями органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, 2 пленарных и 12 секционных заседаний, 3 дискуссионных и 4 презентационных площадки, 3 круглых стола, 1 брифинг, на которых обсуждались системные изменения в социальной сфере, направленные на повышение эффективности образования, опыт практической деятельности региональных органов управления образованием Сибири по реализации мероприятий «дорожных карт» субъектов Российской Федерации в части обеспечения доступности и качества образования по направлениям, определённым Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Делегаты Съезда отмечают:
За три года, прошедших со времени проведения III Съезда работников образования Сибири, в российской системе образования, в том числе и на региональном, уровне, произошли существенные позитивные изменения:
– вступил в силу Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который обеспечил нормативно-правовую основу образовательной модели Российской Федерации, заложенную в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» и комплексного проекта модернизации образования;
– приняты федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (далее – ФГОС) основного общего образования, среднего общего образования, дошкольного образования; с 1 сентября 2011 года реализуется ФГОС начального общего образования;
– разработаны во всех регионах Планы мероприятий («дорожные карты») «Изменения в отраслях социальной сферы», которые являются основным инструментом реализации задач, определенных Указами Президента РФ от 7 мая 2012 года, Государственными программами Российской Федерации «Развитие образования» и «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы;
– расходы на сферу образования в консолидированных бюджетах выросли во всех регионах Сибири, что создаёт благоприятный климат для реализации поставленных перед системой образования задач;
– в большинстве регионов Сибири средняя заработная плата педагогических работников достигла уровня средней заработной платы по экономике регионов;
– устойчиво растёт охват детей услугами дошкольного образования за счёт реализации комплекса мер по модернизации региональных систем дошкольного образования;
– завершается модернизация региональных систем общего образования, обеспечивающая повышение социального статуса учителя, обновление школьной инфраструктуры и содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, в результате чего качественно меняется облик школ;
– осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов, расширяется система инклюзивного образования;
– произошёл переход на программно-целевой метод управления развитием образования, который обеспечивает взаимосвязь бюджетных средств с планируемыми результатами деятельности;
– растёт уровень грантовой поддержки одарённых и талантливых детей за счёт реализации региональных целевых программ, повышаются объёмы финансирования системы дополнительного образования детей;
– осуществляется переход на новые стандарты в системе профессионального образования, обновляется, сеть образовательных организаций, материально-техническая база приводится в соответствие с запросами региональных рынков труда.
Вместе с тем, существует ряд проблем и задач, актуальных для развития региональных систем образования Сибири:
– демографические процессы, связанные с ростом рождаемости в регионах и старением учительского корпуса, обостряют дефицит педагогических кадров;
– существующая система подготовки педагогических кадров не отвечает потребностям развития дошкольного, общего и дополнительного образования;
– имеющаяся материально-техническая база общего и дополнительного образования не способна обеспечить реализацию ФГОС в части ввода новых ученических мест;
– механизмы и объёмы финансового обеспечения общеобразовательных организаций не соответствуют требованиям ФГОС в условиях положительного демографического роста;
– отсутствует значительное количество подзаконных актов федерального и регионального уровней в сфере профессионального, дошкольного, общего и дополнительного образования, реализации полномочий образовательных организаций, необходимых в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
– отсутствуют механизмы нормативно-подушевого финансирования педагогического сопровождения развития талантливых детей и учёта индивидуальных достижений обучающихся при поступлении в организации профессионального образования;
– недостаточная нормативно-правовая и слабая материальная база муниципальных организаций дополнительного образования не обеспечивают высокого качества обучения по программам дополнительного образования детей, отсутствуют механизмы социального заказа регионов на реализацию дополнительных образовательных программ;
– профессиональное образование продолжает быть для работодателей инвестиционно непривлекательным.
I. В целях обеспечения реализации решений IV Съезда работников образования Сибири делегаты Съезда постановили:
1. Поручить Координационному совету по образованию Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» разработать и утвердить план организационных мероприятий по выполнению решений Съезда, обеспечить контроль его реализации.
1. Организационному комитету Съезда, Координационному совету:
– обеспечить публикацию и рассылку материалов Съезда во все регионы Сибирского федерального округа;
– направить Резолюцию Съезда Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, руководителям органов законодательной и исполнительной властей сибирских регионов, педагогическим коллективам Сибири;
– обратиться, к полномочному представителю Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе В.А. Толоконскому с просьбой поддержать Резолюцию Съезда, представить её в федеральных органах власти;
– провести V Съезд работников образования Сибири в 2016 году.
II. В целях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федерального государственного образовательного стандарта делегаты Съезда обращаются с предложениями:
1. К Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. Внести коррективы в Государственную программу РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы с учётом возможностей субъектов Федерации по внедрению ФГОС нового поколения.
1.1. Продолжить реализацию проекта по финансовой поддержке субъектов Российской Федерации на строительство детских садов в 2014 и 2015 годах.
1.2. Внести предложения в Министерство здравоохранения Российской Федерации об изменении СанПиН 24.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, в части увеличения предельной нормы наполняемости классов до 30 человек.
1.4. В целях активизации процесса создания малых инновационных предприятий, создаваемых профессиональными образовательными организациями, и повышения эффективности их деятельности:
– внести в закон «О концессионных соглашениях» изменения, позволяющие без проведения конкурсных процедур заключать концессионные соглашения о передаче недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении образовательной организации, юридическим лицам для создания последними на базе образовательной организации производственной базы (цеха или производства) с обязательным участием студентов в производстве;
– предусмотреть в законе «О защите конкуренции» возможность заключения без проведения конкурсных процедур договоров аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и переданного в оперативное управление образовательной организации, коммерческим юридическим лицам для создания последними на базе образовательной организации производственной базы (цеха или производства) с обязательным участием студентов в производстве.
1.5. Внести в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» поправки в части установления ограничения размера родительской платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход, не более 20 % от расходов на 1 ребенка, а с родителей, имеющих троих и более несовершеннолетних детей, – 10 % от указанных затрат.
1.6. Провести в 2014 году парламентские слушания по вопросу развития региональных образовательных систем с. учётом введения ФГОСов в условиях демографического роста и нового законодательства об образовании.
2. К Министерству образования и науки Российской Федерации:
2.1. Направить в субъекты Российской Федерации разъяснительные рекомендации об организации переходного периода введения ФГОС дошкольного образования.
2.2. В целях обеспечения единства подходов к реализации положений Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принять в кратчайшие сроки подзаконные акты, определяющие порядок аттестации педагогических работников, использование золотых и серебряных медалей.
2.3. Скорректировать в перечне мероприятий по реализации ведомственной программы «Модернизация педагогического образования и сети педагогических вузов и организаций среднего профессионального педагогического образования в 2014-2018 годах» мероприятие «введение региональных профессиональных экзаменов на право работы в сфере общего образования», предусмотрев его для лиц с непедагогическим образованием, а для выпускников педагогических вузов и организаций среднего профессионального педагогического образования оставить в форме итоговой государственной аттестации.
2.4. Внести изменения в ФГОС высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» в части увеличения количества часов на организацию практики студентов, методику преподавания предметов и воспитательной работы.
2.5. Выработать единый формат проведения конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций с учетом опыта проведения Всероссийских олимпиад профессионального образования и международных конкурсов WordlSkiils.
2.6. Обеспечить нормативное закрепление модели общероссийской системы оценки качества образования, учитывающей требования федеральных государственных образовательных стандартов с учётом развития новых форм оценки и разработкой современных критериальной и инструментальной баз оценки качества образования.
3. К руководителям органов государственной власти регионов Сибири:
3.1. При разработке и принятии региональных бюджетов на 2015-2016 годы учитывать требования введения ФГОС дошкольного образования, общего, профессионального образования.
3.2. Разработать и принять комплексные региональные программы по подготовке кадров на территории региона, включающие в себя:
– утверждённые нормативными актами субъектов Российской Федерации региональные прогнозы потребности в кадрах для экономики и социальной сферы с учётом их стратегии развития, а также реализации межрегиональных инвестиционных проектов, межрегиональной трудовой и учебной миграции;
– подпрограммы по привлечению и закреплению в образовательных организациях молодых педагогов;
– соглашения с вузами региона по целевой подготовке специалистов для общего и дополнительного образования, по созданию школ третьей ступени;
– развитие педагогического прикладного бакалавриата в вузах и организацию образовательного процесса на базовых кафедрах в общеобразовательных организациях.
3.3. Рассмотреть вопрос «О подготовке кадров для региональных систем образования» на Совете при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе и Совете Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» во втором полугодии 2014 г.
3.4. Обеспечить до 1 января 2014 года завершение работы по внедрению в регионах единой информационной системы «Приём заявлений в учреждения дошкольного образования» как одну из подсистем электронного Правительства.
3.5. При реструктуризации сети организаций начального и среднего профессионального образования рассмотреть возможность их использования в развитии дополнительного образования.
3.6. Учредить и проводить один раз в два года на территории регионов Сибири Международный детский этнокультурный фестиваль.
4. К органам исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере образования субъектов Российской Федерации Сибири, членам координационного совета по образованию МА «Сибирское соглашение»:
4.1. В сфере дошкольного образования:
4.1.1. Создать условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
4.1.2. Содействовать развитию вариативных форм дошкольного образования, формированию позитивного отношения общества к различным формам реализации ФГОС дошкольного образования.
4.1.2. Обеспечить предоставление методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы с родителей (законных представителей) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
4.1.2. Создать региональные системы контроля качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
4.1.2. Обеспечить повышение квалификации всех работников дошкольного образования по вопросам реализации ФГОС дошкольного образования.
4.2. В сфере общего образования:
4.2.1. Разработать и внедрить механизмы нормативно-подушевого финансирования внеурочной деятельности и сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечить переход в нормативно-подушевом финансировании от финансового обеспечения образовательных организаций к финансированию основных и дополнительных образовательных программ.
4.2.2. Развивать практику проведения стажировочных площадок как формы повышения квалификации педагогических и руководящих работников для отработки решения по общим и частным проблемам введения и реализации ФГОС общего образования.
4.2.3. Создать на базе общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций инновационные площадки по реализации федеральных стандартов среднего общего образования по направлению технологического профиля, а также программ допрофессиональной и профессиональной подготовки.
4.2.3. Развивать условия для внедрения дистанционных образовательных технологий в деятельность образовательных организаций, муниципальных и региональных органов управления образованием, стимулировать разработку и использование электронных образовательных ресурсов нового поколения.
4.2.5. Формировать образовательно-развивающую среду для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе обеспечивая их психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение.
4.2.6. Обобщить имеющийся в регионах Сибири лучший опыт образовательных организаций, обеспечивающий совместное обучение детей-инвалидов и детей без нарушения развития для его диссеминации в практику других регионов;
4.2.7. разработать учебно-методические комплекты, направленные на реализацию региональной составляющей основной образовательной программы.
4.3. В сфере дополнительного образования детей:
4.3.1. Инициировать создание в регионах Сибири нетиповых образовательных организаций для получения специализированного дополнительного образования (в соответствии со ст.23 и ст.77 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), в том числе и научно-образовательных площадок круглогодичного действия для реализации специализированных образовательных программ, направленных на развитие разных типов одарённости, и проведения мероприятий окружного уровня.
4.3.2. Сформировать механизмы учёта индивидуальных достижений обучающихся при поступлении в профессиональные образовательные организации.
4.3.3. Развивать региональные системы заочных и очно-заочных школ с использованием дистанционных форм обучения обучающихся, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильного обучения по различным направлениям.
4.4. В сфере профессионального образования:
4.4.1. Обобщить имеющийся в Сибири опыт создания производственно-образовательных кластеров для его диссеминации в практику других регионов.
4.4.2. Разработать и приступить к реализации межрегиональных проектов: «Региональные учебно-методические объединения по укрупненным группам профессий»; «Региональные чемпионаты WSR по профессиональному мастерству в рамках движения WSR».
4.4.3. Внедрить механизмы независимой оценки качества профессионального образования в виде профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ объединениями работодателей:
4.4.4. Инициировать разработку мер по закреплению выпускников организаций профессионального образования в производственной и социальной сферах регионов.
4.5. С целью развития кадрового потенциала в сфере образования:
4.5.1. Совершенствовать систему оплаты труда педагогов с учётом:
– сложности, комплексности и социальной значимости труда педагога;
– установления взаимосвязи « между результатами академических, метапредметных, личностных достижений обучающихся при освоении ими основных и дополнительных образовательных программ и уровнем оплаты труда педагогов;
– установления взаимосвязи показателей эффективности деятельности образовательных организаций, ориентированной на качество предоставляемых услуг, с уровнем оплаты труда руководителей.
4.5.2. Обеспечить разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями образовательных организаций в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых организацией государственных (муниципальных) услуг и эффективностью, деятельности руководителя образовательной организации.
4.5.3. Разработать и внедрить в практику механизмы межрегиональной экспертизы продуктов деятельности федеральных стажировочных площадок, в том числе программ повышения квалификации стажёров, тьюторов, консультантов и других категорий слушателей.
4.5.4. Создать межрегиональную группу по разработке «дорожной карты» совместной деятельности федеральных стажировочных площадок Сибири по распространению инновационного опыта.
4.5.5. Разработать нормативно-правовую базу и механизмы финансового обеспечения деятельности стажировочных площадок в условиях межрегионального сотрудничества по актуальным вопросам модернизации образования.
4.5.5. Развивать дистанционные формы прохождения стажировок с использованием ИКТ, в том числе web-стажировок.
4.5.5. Продолжить обучение государственно-общественному управлению и оценке качества образования различных категорий слушателей: представителей общественности, сотрудников уполномоченных органов, руководителей образовательных организаций, общественных управляющих и др.
4.5.5. Содействовать созданию региональных молодежных общественных объединений педагогических работников, оказывающих информационную, юридическую, методическую поддержку молодым специалистам и обладающих возможностями дистанционной коммуникации (Интернет-сайт, форум и др.).
4.5.5. Проводить ежегодные конкурсы среди начинающих педагогов на уровне субъектов Российской Федерации и межрегиональные форумы молодых педагогов;
4.5.5. Обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, реализующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на различных уровнях образовательной вертикали.
5. К органам местного самоуправления:
5.1. Провести анализ ежегодных потребностей муниципалитета в педагогических кадрах и новых ученических местах на период 2013-2021 гг.
5.2. Разработать программы развития муниципальных систем образования на период до 2021 года, которые должны предусматривать средства на введение дополнительных ученических мест для реализации ФГОС, и провести их публичную защиту в соответствующих муниципальных образованиях и на уровне региона.
5.3. Заключить долгосрочные договоры с организациями высшего образования региона по целевой подготовке педагогических кадров для муниципальных систем образования.
5.4. Разработать схему размещения в муниципальном образовании новых образовательных организаций общего и дополнительного образования.
5.5. Провести ревизию действующих организаций культуры, физической культуры и спорта, дополнительного образования с целью их возможного включения в схему сетевого взаимодействия с организациями общего образования.
5.6. Заключить долгосрочные соглашения с организациями профессионального образования по совместному использованию учебно-материальной базы для развития внеурочной деятельности учащихся общеобразовательных организаций.
5.7. Организовать проработку муниципальными образовательными организациями финансовых и правовых механизмов взаимодействия с организациями культуры, физической культуры и спорта, организациями дополнительного образования в целях оптимального использования их материальной базы и кадрового потенциала для организации внеурочной деятельности учащихся.
5.8. Разработать общие подходы к формированию муниципального норматива, механизмов финансирования значимых для муниципального образования работ (услуг), выполняемых образовательной организацией.
6. К образовательным организациям, реализующим общеобразовательные программы начального, основного и среднего общего образования:
6.1. Провести в каждом образовательном учреждении на основе прогнозных данных анализ потребностей в новых ученических местах, необходимом учебном оборудовании, педагогических кадрах на период 2013-2021 гг.
6.2. Разработать на основе анализа программу развития образовательной организации на 2013-2021 годы и провести её публичную защиту перед общественностью и учредителем.
6.2. Проработать финансовые механизмы взаимодействия с организациями культуры и спорта в целях оптимального использования их материальной базы и кадрового потенциала для организации внеурочной деятельности учащихся.
6.2. Внедрять и развивать системы управления качеством образования.
6.3. Активизировать систему наставничества для оказания методической помощи молодым учителям в процессе их профессионального роста, предусмотрев меры материального поощрения педагогов-наставников за счёт стимулирующей части фонда оплаты труда.
6.4. Расширять открытость образовательных организаций, активизировать участие гражданских институтов в управлении образовательными организациями.
6.5. Способствовать принятию принципов и приоритетов инклюзии в обществе.
7. К Совету ректоров педагогических вузов Сибири, организациям, осуществляющим повышение квалификации и переподготовку работников образования:
7.1. Рассмотреть возможность и условия реализации пилотного проекта по внедрению межвузовской двухгодичной программы целевой интенсивной подготовки педагогических кадров из числа выпускников вузов, успешно завершивших программу бакалавриата и изъявивших желание работать в образовательных организациях системы общего образования.
7.2. Внедрять в учебные планы программы практико-ориентированного обучения, организовывать систематическую работу молодых специалистов со студентами выпускных курсов педагогических вузов по подготовке будущих педагогов к работе в образовательных организациях.
7.3. Создать образовательные программы для учителей, специалистов дополнительного профессионального образования Сибири по подготовке к работе в поликультурной образовательной среде и обеспечить повышение квалификации педагогических работников по формированию диалога и развития культурного разнообразия в образовательном пространстве, межкультурной компетентности, по истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию и страны СНГ.
7.4. Предусмотреть введение в основные образовательные программы учебных дисциплин по реализации инклюзивного подхода в образовании.
Принята делегатами IV Съезда работников образования Сибири
Председатель редакционной комиссии
IV Съезда работников образования Сибири,
Министр образования и науки Республики Хакасия,
председатель Координационного совета по образованию
Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»
Г.А. Салата
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.