Вела вебинар Елена Шимутина, директор Института развития государственно-общественного управления образованием. Она отметила, что главная цель проекта – вывести участие родителей в решении вопросов общего образования на принципиально новый уровень. А также – объединить наиболее активных и осведомленных родителей в общероссийскую экспертную сеть – «Родительский актив», повысить их авторитет. Ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ. Татьяна Мерцалова представила итоги анкетирования среди наиболее активных родителей из разных уголков России, проводившегося в ноябре-декабре. Им была предложена анкета «О ходе реализации реформы образования в школах, накопившихся вопросах и проблемах».
Одной из целей опроса было выявить, насколько родители осведомлены о происходящих в школе изменениях, как они их воспринимают и в какой информации нуждаются для участия в решении школьных проблем.
Среди изменений, затрагивающих интересы школьников и их родителей, участники анкетирования упоминали: введение новых ФГОС, новых инструментов оценки качества образования, укрупнение, новую систему финансирования школы и оплаты труда учителей и др.
Оказалось, что 9% респондентов не знают о новых нормативах финансирования групп продленного дня, 5% — об укрупнении школ и т.д. Впрочем, как отметила Татьяна Мерцалова, во многих случаях отсутствие у родителей знаний о тех или иных школьных нововведениях может быть связано с региональной спецификой. Так, в некоторых субъектах РФ не проводится укрупнения школ и т.д.
Участники опроса назвали ряд негативных тенденций в развитии образования: «школа стала более закрытой»; «увеличились денежные сборы на школьные нужды»; «стало больше предметов, по которым нет педагога или его замещает педагог другого профиля»; «в школе стали меньше заниматься воспитательной работой»; «сократились объемы и ухудшилось качество внеклассной работы с учащимися»; «стало сложнее получить бесплатные учебники» и др.
Но были выявлены и позитивные тенденции: «с нами советуются», «улучшилось информирование родителей за счет введения электронных дневников/журналов и школьных сайтов», «возросла доля и роль проектной деятельности» и др.
Восприятие тенденций родителями выглядит достаточно противоречивым: с одной стороны, они говорят о закрытости школы, с другой – констатируют улучшение информирования. По словам одной из участниц вебинара, некоторые родители нередко жалуются на закрытость школы, а сами попросту не интересуются ее жизнью, потому что «некогда». Всю ответственность за образование и воспитание детей они перекладывают на школу. Вот и получается, что система информирования родителей действительно улучшается, но знают об этом только самые активные и заинтересованные…
По мнению почти половины респондентов, активным родителям необходимо глубоко понимать задачи реформы образования, более 40% считают такое понимание желательным. Более половины опрошенных также признают для себя необходимость в предварительной подготовке для участия в решении школьных вопросов. Почти половина респондентов считают, что владеют лишь некоторой информацией. Некоторые фиксируют полное отсутствие знаний по таким вопросам, как возможности коллегиальных органов управления и защита интересов родителей и школьников через школьную комиссию по урегулированию споров.
Были в анкете и вопросы о самом проекте «Родительские активисты». Подавляющее большинство опрошенных (92,2%) ответили, что проект может способствовать решению проблем школы.
Директор Центра социально-экономического развития школы Института развития образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий свое выступлении посвятил миссии Родительского активиста, его ролям и функциям. В девиз проекта неслучайно вынесены три слова: «Участие», «Знание» и «Влияние». Родительскому активисту необходимо знать, какие права и механизмы их реализации имеются у родителей в сфере образования, по каким правилам живет школа, что и с какими целями в ней меняется. Участие – это работа в управляющих советах, иных органах коллегиального управления, общественных советах, общественная экспертиза и контроль. Наконец, влияние – это инициирование общественной оценки качества процессов и решений в сфере образования, рекомендации по устранению нарушений и рисков, предложение решений по реализаций нововведений. По словам Сергея Косарецкого, у Родительского активиста есть две главные роли – общественный контролер и консультант.
В качестве общественного контролера (наблюдателя, инспектора, эксперта) Родительский активист может привлекаться Общественной палатой РФ (или ее региональными отделениями), общественными советами при органах власти, управляющими советами образовательных организаций в рамках процедур экспертизы и контроля, оценки качества образования.
В качестве консультанта он может выступать как на уровне своей школы, так и на уровне своего района, города или даже региона – организовывать встречи с родителями и давать им разъяснения по волнующим их вопросам в сфере образования.
Презентация председателя Общественной палаты по Красноярскому краю Александра Седельникова была посвящена правовым основам участия родителей в управлении школой. В первую очередь активным родителям необходимо знать положения 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющие демократический характер управления образованием, права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса.
Согласно 256-ФЗ от 21 июля 2014 года в закон №273 были внесены важные изменения. Так, статья 95 дополнена, в частности, положением о формировании при органах исполнительной власти и местного самоуправления общественных советов по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности. Кроме того, установлены новые критерии такой оценки: открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность; комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; доброжелательность, вежливость, компетентность работников; удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.
Третий закон, который необходимо знать Родительским активистам, — 212-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
В ходе вебинара экспертам проекта пришло множество вопросов от участников, и ответить на них в течение двух часов, которые продолжалось мероприятие, не представлялось возможным. Поэтому мы приглашаем всех желающих на сайт Института развития государственно-общественного управления образованием, продолжить общение можно в разделе «вопросы-ответы» по адресу:
А по одному волнующему многих вопросу – плате за пребывание детей в группе продленного дня – подробные разъяснения были даны уже в ходе вебинара. С презентацией по этой теме выступил Сергей Косарецкий (материалы презентации смотрите в следующем публикации нашей страницы).
В планах организаторов проекта на 2015 год проведение еще двух вебинаров (в феврале и апреле), на июнь намечено проведение итоговой конференции, которая соберет участников проекта из разных регионов страны. Также в рамках проекта будут проходить опросы о ходе реформ образования и их восприятии родительской общественностью.
Проведение исследований – одна из важнейших составляющих работы проекта «Родительские активисты». Получив срез массового мнения родителей из разных регионов, — сказала Татьяна Мерцалова, — мы сможем представить государству документ, на основании которого можно будет влиять на его политику в сфере образования.
Итогом научно-исследовательской работы станет подготовка специализированных информационных материалов для родителей, в числе которых методическое пособие, сборник типовых ситуаций, связанных с участием родителей в решении школьных вопросов, а также публикаций в СМИ. Продолжится и информационное сопровождение проекта в Интернете. В ближайшее время начнет свою работу официальный сайт проекта
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.