21 ноября 2016 г. на базе МАОУ СОШ № 11 г. Томска прошли занятия по подготовке общественных управляющих по модулю «Подготовка общественных управляющих», в которых приняли участие 14 обучающихся, 3 родителя и 2 педагога из 2 образовательных организаций г. Томска.
В ходе занятий рассматривались следующие вопросы: мотивация участия общественности в управлении образованием, компетенции, полномочия заинтересованных сторон; бюджет школы и порядок его формирования, работа управляющего совета по привлечению общественного внимания к решению задач школы. Обучение проходило на знакомство и сплочение обучающихся, родителей, педагогов для дальнейшей совместной работы. Был представлен теоретический материал, рассказывающий об основных понятиях, нормативно-правовых основах управляющего совета. В заключении программа включала практическую направленность, где обучающиеся школ, родители и педагоги сами попытались использовать полученные знания в конкретных ситуациях. Слушателям было предложено выбрать самые насущные вопросы для образовательной организации и попытаться найти способы решения возникших проблем. В качестве итоговой аттестации слушатели публично представили выработанные предложения. При представлении результатов обучающиеся вместе с родителями определи, что совместными усилиями можно решить некоторые проблемы и улучшить условия в школе.
А.П. Лобанов, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №11 г. Томска.
18-20 октября 2016 г. на базе МАОУ СОШ № 32 г. Томска прошли занятия по подготовке общественных управляющих по модулю «Управляем финансами вместе», в которых приняли участие 49 обучающийся и 31 родитель из 28 образовательных организаций г. Томска.
В рамках занятий школьники и родители познакомились с основами управления образовательной организацией, Программой развития как ее основным документом, особенностями финансово-хозяйственной деятельности, ключевыми позициями государственно – общественного управления в современных условиях, ролью родителей и школьников в нем. На практических занятиях в интерактивном режиме смогли отработать модели включения родителей в формирование социального заказа, развивающей образовательной среды школы с учетом ее особенностей в условиях введения ФГОС, в том числе для детей с ОВЗ, распределения внебюджетных средств. Слушатели приняли участие в проведении swot – анализа, отработке аналитических навыков проведения исследования интересов и предпочтений школьников при выборе курсов внеурочной деятельности, спецкурсов, индивидуальной траектории развития ребенка. Школьники познакомились с основами командной работы в условиях развития государственно-общественного управления, реализации общественных инициатив, в том числе социально-образовательных проектов, планом финансово-хозяйственной деятельности школы. Представители Управляющих советов, родительская общественность смогли получить консультации по вопросам организации работы Совета, эффективной деятельности обучающихся в них.
Крюкова М.Н., директор МАОУ СОШ № 32 г. Томска;
Тужикова Т.А., заместитель директора по научно-методической работе МАОУ СОШ № 32 г. Томска, доцент ТГПУ.
8-22 октября 2016 г. на базе МАОУ «Кожевниковская СОШ № 1» прошли занятия по подготовке общественных управляющих по модулю «Подготовка общественных управляющих», в которых приняли участие 12 обучающихся и 13 родителей из 9 образовательных организаций Кожевниковского района.
В первой части обучения прошло занятие, где рассматривались тема «Комиссии Управляющего совета» и «Школьная экономика в законе. В рамках темы для обучающихся и родителей прошли практическое занятие и деловая игра «Финансовый план». Во время практического занятия слушатели работали в группах, каждая группа получила пакет с набором мероприятий необходимых для работы комиссий Управляющего совета: таблицы, графики и методические пособия. Особое внимание было деятельности финансово-экономической комиссии: планирование работы, права и обязанности членов комиссии. Далее от каждой группы выступил представитель с составленным планом работы данной комиссии. Затем слушателям рассказали о финансовом плане образовательной организации, познакомили с правовым полем, в котором живет школа, Управляющий совет и его деятельностью по платным образовательным услугам. Далее участники обсудили законодательные акты в действии конкретных школ. После чего состоялась беседа в которой рассматривались статьи и подстатьи расходов и доходов школ. По итогам обсуждения слушатели прошли тест с использованием интернет- ресурса написали эссе по теме «Утверждение или согласование сметы расходования средств из внебюджетных источников». Также слушатели ознакомились моделями оплаты труда российских школ, источниками и механизмами финансирования образовательной организации, после чего прошла практическая работа по участию Управляющего совета в распределении стимулирующих выплат, решению ситуативных задач (кейс-стадии). Затем слушатели разбились на группы и разработали мини-проект по технологии «Бизнес-салфетка». Каждая группа получила дорожную карту и руководство по работе с ней. В конце занятий прошла защита мини-проекта.
Т.А. Безвинная, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Кожевниковская СОШ № 1»
19-26 октября 2016 г. на базе МАОУ Улу-Юльской СОШ прошли занятия по подготовке общественных управляющих по модулю «Управляющий Совет. Стратегия управления» в которых приняли участие 15 обучающихся и 20 родителей из 9 образовательных организаций Первомайского района.
Были рассмотрены актуальные на сегодняшний день понятия «стратегия и тактика», «Программа развития как стратегический документ и Образовательная программа», «Социальное партнерство и благотворительность», «эффективные коммуникации»; вопросы по участию родителей в стратегическом управлении школой, создании и выполнении Программы развития, роль родителей в реализации Программы воспитания и социализации; рассмотрено содержание экономической жизни школы, источники и механизмы финансирования, принципы фандрайзинга, инструменты по привлечению средств. Занятия имели практическую направленность, проходили в форме деловой игры. Слушатели были разделены на группы. Участникам команд было предложено ответить на вопросы и внести предложения. (Работа по выявлению, учету и вовлечению в работу над Программой развития и изучения социального заказа на образование прошла в форме «вордкафе». Чем славится образование Первомайского района. Что хотелось бы изменить (улучшить, добавить) в образовании Первомайского района. Что мешает достижению современного образования. Каким хотим видеть выпускника (модель выпускника). Каким хотите видеть образование в школе. Роль школы в социуме (Миссия школы по отношению к социуму). Какие внешние связи может иметь школа для предоставления современного образования. (С кем школе выстроиться взаимодействие). Меняя состав команды, каждый участник имел возможность выразить свои мысли по каждой теме. Подобная технология командной работы располагает к многоуровневому диалогу в непринужденной атмосфере, что позволила вовлечь всех участников в процесс обсуждения социального заказа на образование. При выполнении задания «Найти возможные ресурсы для эффективной реализации направлений Программы воспитания и социализации», использовалась форма командной работы «гайд-парк». Каждая команда проанализировала ресурсы, необходимые для проведения мероприятий, определила потенциальных социальных партнеров, заинтересованных в решении данной проблемы и обладающих необходимыми ресурсами и публично представила результаты работы. Выполнение задания по эффективным коммуникациям проходила в форме ролевой игры. Команды получили задания, в которых обозначен проблемный вопрос. Чтобы его решить, необходимо было выявить орган и должностное лицо, к которому необходимо обратиться. Участники представляли инсценировку встречи с должностным лицом. Слушатели анализировали и прорабатывали приемы эффективного общения. Слушатели отмечали «рабочую и дружелюбную обстановку, интересные формы работы», «по-новому оценили возможности школьных советов, увидели больше плюсов в их работе». Курточакова И.А., член родительского комитета МАОУ Улу-Юльская СОШ отметила важность «разделения органов, выполняющих функции стратегического и тактического управления». Содержание всего курса было «ценным и полезным для всех, как для детей, так и для родителей». Для многих ценной стала информация, как найти возможные ресурсы для эффективной реализации направлений программы воспитания и социализации. Школьники отметили, что для них было ценным «правильное обращение к социальному партнеру и способы правильного изложения проблемы».
А.Ю. Широких, директор МАОУ «Улу-Юльская СОШ» Первомайского района.
22 октября 2016 г. на базе МБОУ «Бакчарская СОШ» прошли занятия образовательного модуля подготовки общественных управляющих, в которых приняли участие 10 обучающихся и 18 родителей из 8 общеобразовательных организаций Бакчарского района Томской области.
В начале занятий Вашурина З.З., заместитель директора МБОУ «Бакчарская СОШ» по научно-методической работе, провела тренинг «Что является главным в работе управляющего совета?». Состоялась дискуссия по вопросам стратегического управления современной школой. Богатырёва Л.Ф., член управляющего совета МБОУ «Бакчарская СОШ», бывший руководитель отделения Федерального казначейства по Бакчарскому району, рассказала участникам модуля об основных федеральных законах, влияющих на экономику школы, о трудовом, бюджетном, налоговом и гражданском кодексах; о нормативных локальных актах, регламентирующих экономику образовательной организации; о границах компетенции образовательной организации в части школьной экономики. Во второй части занятий Мельникова О.Б., экономист школы, познакомила присутствующих с планом финансово-хозяйственной деятельности, источниками финансирования муниципальных образовательных организаций, расходами и доходами образовательных организаций. Выступление Ольги Борисовны вызвало интерес у представителей ученического актива по содержанию плана финансово-хозяйственной деятельности. Состоялась дискуссия о необходимости энергосбережения. Александрова И.А., представитель родительской общественности Бакчарской школы, председатель Думы Бакчарского района, информировала родителей и обучающихся о том, что с 2017 г. планируется нормирование расходов образовательных организаций и о необходимости в каждой школе иметь программу энергосбережения. Шестакова О.Я., секретарь школы, рассказала о моделях оплаты труда педагогических работников и об эффективном контракте. По отзывам обучающихся 9-11 классов они получили необходимые для будущей профессии в области экономики, законодательства, оплаты труда педагогов.
З.З. Вашурина, заместитель директора по научно-методической работе МБОУ «Бакчарская СОШ» Бакчарского района.
С 28 октября по 18 ноября 2016 г. прошли занятия по модулю «Подготовка школьных управляющих» на базе МБОУ «Кривошеинская СОШ им. Героя Советского Союза Ф.М.Зинченко», в которых приняли участие 14 родителей и 11 обучающихся из 7 образовательных организаций Кривошеинского района.
Задачей модуля было — повысить компетентность обучающихся и родителей по вопросам деятельности Управляющих советов и привлечение их к участию в управлении экономической жизнью образовательных организаций. После тренинга на знакомство слушателям было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся финансовой деятельности школ. Далее участники обучения, работая в группах, познакомились с Федеральными законами, определяющими жизнь школы, в том числе экономическую. Был сделан вывод, что образовательная деятельность регулируется разными отраслевыми нормами права. Затем преподаватель с помощью презентации познакомила слушателей с бюджетной классификацией расходов и доходов образовательных организаций, с разделением по статьям и подстатьям. Завершилась работа на первом занятии выполнением практического задания, где слушатели проанализировали распределение бюджетных средств образовательных организаций по кодам. На втором занятии речь шла о нормативно – подушевом финансировании. Слушатели узнали: кем устанавливаются нормативы финансирования и какие модели нормативного подушевого финансирования есть. С интересом школьные управляющие узнали, что Управляющий совет может оказывать влияние составление плана финансово-хозяйственной деятельности. Откуда школа может взять еще средства, если не из бюджета. Как школа может зарабатывать деньги? Этот вопрос стал поводом для практической работы. Работая в группах, слушатели узнали, каким образом регулируется введение «платных услуг» в школе и какие «платные услуги» может оказывать школа. И составили перечень «платных образовательных услуг», которые, по их мнению, могут быть интересны детям и родителям. Освещён был вопрос платы труда различным категориям работников школы, а также понятие «эффективный контракт». Работа завершилась круглым столом, где слушатели обменялись мнениями об итогах обучения. Многие отмечают, что за время обучения удалось получить много полезной информации об экономической деятельности школы.
Е.А. Познахарёва, заместитель директора по учебно-воспитательной работе «МБОУ Кривошеинская СОШ им. Героя Советского Союза Ф.М.Зинченко».
28 октября 2016 г. на базе МБОУ СОШ № 33 г. Томска прошло занятие по подготовке общественных управляющих по модулю «Государственно-общественное управление: из истории развития и становления. Управляющие советы школ и их роль в осуществлении общественной оценки качества образования. Школьная экономика для школьных управляющих», в котором приняли участие 18 обучающихся и 15 родителей из 9 образовательных организаций г. Томска.
В рамках занятия были рассмотрены вопросы социального партнерства и сетевого взаимодействия образовательных организаций, а также школ с учреждениями и организациями дополнительного образования в процессе реализации образовательных программ и программ дополнительного образования. Была представлена модель развития социального партнерства и сетевого взаимодействия в условиях МБОУ СОШ № 33 и основные результаты, которые достигнуты в данном направлении. Ребята говорили о влиянии социального партнерства на развитие школы, о том, какие перспективы для школы партнерство открывает, о личном опыте участия в мероприятиях в рамках сетевого взаимодействия. Особое внимание было уделено проблеме «открытости». В ходе занятия были использованы видео фрагменты, компьютерная презентация, анкеты. Разнообразные формы работы (в режиме «мозговой штурм», работа в группе, деловая игра, моделирование практических ситуаций, рефлексия собственной деятельности) были направлены на формирование у участников игры положительной мотивации на участие в деятельности органов ученического самоуправления, Управляющего совета школ.
О.Н. Макарова, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 33 г. Томска.
16-17 ноября 2016 г. на базе МБОУ «СОШ № 196» г. Северска прошли занятия по подготовке общественных управляющих по модулю «Школьная экономика», в которых приняли участие 8 обучающихся и 8 родителей из 7 образовательных организаций г. Северска.
В первый день занятий был посвящен теме «Школьный бюджет». Были рассмотрены теоретические вопросы: нормативно – правовая база, бюджет школы, государственное задание. Затем было дано практическое задание по группам. Она заключалась в работе с раздаточным материалом и составлением схемы финансирования образовательной организации. По итогам первого дня занятий между участниками прошло обсуждение мнениями по опыту получения дополнительных средств (внебюджетных средств) в конкретных образовательных организациях г. Северска. Заключительный день работы включал в себя изучение модели оплаты труда в Российских школах, понятие «эффективный контракт» и цели его введения. Практическая часть заключалась в групповой работе с нормативно-правовыми актами для оценки критериев эффективности деятельности педагогических работников. Далее участники обсудили роль Управляющих советов в повышении эффективности школьных расходов и приняли участие в тестировании и анкетировании. Все участники высоко оценили занятия (100% поставили высшую оценку). Ершова О.Г., (МБОУ «СОШ № 198») отметила, что надо больше проводить подобных занятий, т. к. многие вещи стали понятны, особенно роль Управляющих советов в повышении эффективности школьных расходов.
Л.А. Михеева, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 196» ЗАТО Северск.
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.