РЦРО: 10 лет на карте образования Томской области.
5 марта 2010 года исполняется 10 лет со дня подписания Постановления Губернатора Томской области о создании ОГУ «Региональный центр развития образования» для организационного, научного и методического обеспечения программ развития региональной системы образования, экспериментальных проектов и педагогических инноваций, исходя из потребностей развития системы образования Томской области.
Миссия центра – инициирование и достижение позитивных изменений в региональной системе образования. Одна из первостепенных задач РЦРО — разработка, научно-методическое и организационно-управленческое сопровождение проектов и программ развития образования, поэтому проследить историю центра, определить векторы его сегодняшнего развития можно, прежде всего, по самым значимым проектам РЦРО.
2000-2003 гг. Мегапроект. Формирование механизмов развития Открытого образовательного пространства региона. «Институт Открытое Общество. Фонд Содействия» (Фонд Сороса, Мегапроект, Россия). Формирование сетевых образовательных программ и проектов.
2000-2004 гг. Проект «Новая цивилизация». Воспитание школьников в духе патриотизма и гражданского долга, развитие ученической инициативы и самостоятельности на основе игровых технологий и социального проектирования.
2004-2006 гг. Российско-британский проект: Сопровождение индивидуальных образовательных программ. Британский Совет. Формирование индивидуальных образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия.
2004-2006 гг. Проект «Лучшие практики взаимодействия образования и общества». Фонд «Новая Евразия». Организация мероприятий по распространению лучших практик взаимодействия образования и местного сообщества.
2004-2008 гг. Проект «Ресурсный центр французского языка». Посольство Франции в России. Распространение современных программ и методик обучения французскому языку. Мероприятия по культурному обмену.
С 2004 г. Проект «Региональная сеть центров гражданского образования образовательных учреждений Томской области». Организация сетевого взаимодействия 46 Центров. Апробация и внедрение федеральных, региональных и муниципальных программ и проектов по непрерывному гражданскому образованию.
2005-2006 гг. Проект «К демократическим ценностям через гражданское образование». Международное партнёрство Сивитас-Россия. В Томской области с 2001 года распространяется технология социального проектирования в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России», направленная на развитие взаимодействия школы и местного сообщества, развитие социального партнерства.
2005 г. Проект Национального фонда подготовки кадров (НФПК): «Реформа системы образования» по направлению «Апробация и внедрение технологии публичных докладов о состоянии системы образования на региональном, муниципальном, окружном и школьном уровнях». Адаптация и внедрение технологии публичных докладов о состоянии системы образования. Публичные доклады размещены на сайтах, муниципалитетов, Департамента общего образования и 95% школ Томской области.
С 2005 по 2010 гг. Проект «Ученическое самоуправление в открытом гражданском образовании в Томской области».
С 2006 г. Приоритетный национальный проект «Образование». ОГКУ РЦРО – оператор ПНП «Образование». Достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
С 2006 г. Межведомственный проект «Развитие системы непрерывного экологического образования в Томской области». Cопровождение деятельности Координационного Совета по вопросам непрерывного экологического образования в Томской области, координации созданной сети учреждений (70 пилотных площадок) и активизации экологической деятельности.
С 2007 г. Проект «Сопровождение и поддержка инновационных образовательных программ дошкольных образовательных учреждений». Выявление, стимулирование, развитие и поддержка педагогических инициатив в дошкольном образовательном пространстве на учрежденческом, муниципальном и региональном уровнях, продвижение этих инициатив на всероссийском и международном уровнях.
С 2007 г. Проект «Создание региональной инновационной инфраструктуры: сеть ресурсно-внедренческих центров инноваций (РВЦИ)». Повышение качества образования в Томской области на основе организации взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, с другими образовательными учреждениями Томской области. Организация сетевого взаимодействия 33 РВЦИ.
2008-2009 гг. Комплексный проект модернизации образования в Томской области. ОГУ РЦРО – оператор КПМО. Повышение качества образовательных услуг для населения и эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на образование, усиление роли общественного участия в формировании образовательной политики.
С 2009 г. Межведомственный проект «Этнокультурное образование на территории Томской области». Формирование единого этнокультурного образовательного пространства Томской области. Организация сетевого взаимодействия 18 Центров этнокультурного образования Томской области.
С 2010 по 2015 гг. Проект «Развитие социального проектирования в ОУ Томской области». Организация Школы социального проектирования, как системообразующего ресурса, обеспечивающего информационно-методическое, организационное сопровождение и развитие проектной деятельности в образовательных учреждениях Томской области в соответствии с современными потребностями общества и задачами системы образования.
С 2010 по 2015 гг. Проект «Развитие государственно-общественного управления образованием Томской области». Организация Школы общественного управления Томской области для усиления роли общественного участия в формировании образовательной политики, управлении и оценке качества образования, способствующей повышению открытости, конкурентоспособности и привлекательности системы общего образования Томской области.
С 2010 по 2015 гг. Проект «Развитие ученического самоуправления образовательных учреждений Томской области». Организация Школы ученического самоуправления Томской области для продвижения идей демократизации образовательных учреждений, обеспечивающих развитие самостоятельности обучающихся в принятии и реали¬зации решений для достижения общественно значимых целей.
С 2010 г. Проект «Внедрение электронного документооборота в управлении ОУ». Оптимизация профессиональной деятельности руководителей ДОУ посредством информационных технологий, обеспечивающих гарантированное качество решения задач управления образовательным процессом.
С 2010 г. Межведомственный проект «Региональный банк «Молодёжный кадровый ресурс Томской области». Проект реализуется с целью обеспечения учета способных и перспективных молодых людей для максимально эффективного использования интеллектуального потенциала и творческих способностей талантливой молодежи, а также обеспечения участия в формировании банка данных всех заинтересованных органов власти, общественных и иных организаций, образовательных учреждений.
C 2010 г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». ОГКУ РЦРО – оператор проекта. Комплексная разнонаправленная модернизация российской системы образования.
В течение 2010 г. РЦРО – региональный оператор Года учителя в Томской области.
С 2010 г. Мегапроект «Династия учителей». Выявление выдающихся педагогических династий Томской области.
Сегодня центр является ведущим инициатором и организатором изменений в системе образования Томской области, что позволило получить ему в феврале 2011 года получить статус Федеральной инновационной площадки Министерства образования и науки РФ. Именно ОГКУ РЦРО с 2005 года является инициатором и организатором проведения крупнейшего события, объединяющего педагогов Томской области, — Фестиваля педагогических идей и инноваций. ОГКУ РЦРО – региональный оператор национальной инициативы «Наша новая школа», ПНПО, Года учителя в Томской области; но операторство в ОГКУ РЦРО рассматривается, прежде всего, как работу с содержанием, возможность управления изменениями. В 2010 году на базе центра открыт Межрегиональный ресурсный центр федеральной сети участников государственно-общественного управления в системе образования. В связи с этим обозначим основные крупные разработки ОГКУ РЦРО последних лет, направленные на модернизацию региональной системы образования:
- Проект Стратегии развития системы общего образования Томской области до 2020 года.
- Комплексный проект модернизации образования Томской области на 2008-2009 годы.
- Проект «Качество образования и формирование позитивного образа педагогической профессии».
- Проект федеральной инновационной площадки Минобрнауки РФ «Создание региональной инновационной инфраструктуры в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения» (проект прошёл экспертизу, ОГКУ РЦРО присвоен статус ФИП Министерства образования и науки РФ).
- Сибирский информационно-аналитический доклад «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей в СФО: 2005 – 2009 гг.»
- Межведомственная Стратегия развития этнокультурного образования в Томской области на период 2010-2014 гг.
- Межведомственная Стратегия развития экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2021 год.
- Межведомственный проект «Региональный банк «Молодёжный кадровый ресурс Томской области»
- Межведомственный проект «Создание региональной сети школьных технопарков и предприятий в качестве ресурса формирования предпринимательской компетентности детей и молодёжи Томской области»
- Федеральный проект «Разработка модели повышения квалификации педагогов в области гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий»
Приоритеты ОГКУ РЦРО сегодня остаются прежними: разработка и реализация проектов на основе сетевого взаимодействия, в том числе межведомственных проектов; создание, поддержка и распространение инновационных разработок; поддержка инновационных образовательных учреждений, проектных групп и педагогов. Для разработки проектов создаются рабочие, проектные группы, временные творческие коллективы, экспертные группы и комиссии, формируются Координационные советы по приоритетным направлениям.
Для повышения эффективности реализации проектов ОГКУ РЦРО создаёт и координирует деятельность сетей базовых площадок, ресурсно-внедренческих центров инноваций, парков, экспериментальных площадок. Инновационный характер деятельности способствует сетевой интеграции и мобильности сформированных сетей и включению участников в разные содержательные направления. Один из результатов реализации сетевых проектов — создание банков данных, которые формируются с целью обеспечения учёта способных и перспективных педагогов и учащихся для максимально эффективного использования их интеллектуального потенциала и творческих способностей.
Безусловно, деятельность, связанная с развитием и модернизацией образования, существовала и до создания Регионального центра развития образования, но занимались ею разобщённые локальные группы в отдельных образовательных учреждениях; создание ОГКУ РЦРО позволило перейти к сетевому способу реализации проектов, появилось понимание, что любой проект может успешно реализовываться только тогда, когда есть сетевое взаимодействие. Кроме того, ОГКУ РЦРО внесло большой вклад в развитие проектного подхода как такового и само значительно продвинулось в проектной деятельности: если в начале 2000-х годов РЦРО было больше оператором и координатором локальных проектов по различным конкретным направлениям (например, гражданское образование), то в последние годы Центр занимается проектами, связанными с глобальными изменениями в системе общего образования, к тому же требующими серьёзных содержательных разработок.
На протяжении всех лет своей деятельности РЦРО выступает организатором и непосредственным представителем региональной системы образования в образовательных событиях не только внутри региона, но и на международных и всероссийских мероприятиях, где всегда получает высокую оценку. В портфолио учреждения Дипломы и медали Международной образовательной выставки обучающих средств, оборудований, материалов, инновационных идей и опыта «УЧСИБ» (г. Новосибирск), Сибирского форума образования (г. Томск), специализированной выставки «Образование. Карьера. Занятость» (г. Новокузнецк), Российского образовательного форума (г. Москва), Всероссийского форума «Global Education – Образование без границ», Всероссийского форума «Образовательная среда» и др.
Благодарим наших партнёров за поддержку и активное взаимодействие и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество!