Приветствовал участников семинара Щипков А.А., начальник Департамента общего образования Томской области. Со вступительной лекцией «Моделирование сценариев развития региональных систем образования через проектирование Всероссийской системы оценки качества образования, ориентированной на современные результаты образования» выступил Р.В. Селюков, заместитель директора АНО ЦИООП «Эврика».
Роман Викторович ответил на вопрос: «Почему после введения ФГОС мы говорим о проектировании системы оценки качества образования?» Есть два обстоятельства. Первое: ФГОС задает лишь требования к результатам образования, а результаты задает примерная образовательная программа, которая нормативно не закреплена. Документа, регламентирующего результаты нет. Второе обстоятельство: мы уходим от логики обязательного минимума, но ставим вопрос о фиксации результатов. Только в конце пути, в 9-11 классе появятся результаты. Школа ориентируется на них, разрабатывая образовательную программу.
Стандарт задает новое содержание образования. Работа учителя сильно меняется. Инициативная деятельности ребенка – это та ценность, которая получается в результате образования. Если взглянуть на классно-урочную систему, то она напоминает конвейер, который через несколько лет выдает отшлифованный продукт. Но если мы ставим задачу вырастить человека, преобразующего вокруг себя общество, такой конвейер нам не нужен. Нужно создать естественную среду для развития компетентностей в образе школы будущего. Но как его построить. Если взять малокомплектную школу. Можно обнаружить, что никакие демографические, социологические опросы не лежат в основе региональной образовательной политики. Технологизация сельского хозяйства не требует большого количества людей. Большое количество людей делают продукты сельского хозяйства дорогими. Поэтому лозунг сохранить людей на селе не логичен. Необходимо внедрять новые технологии. Сохраняя малокомплектные школы, мы сдерживаем урбанизацию. Объективно, в логики сохранения села «Чем хуже образование в школе – тем лучше». На вопрос: «Какой должна быть малокомплектная школа?», — есть ответ: «Либо, очень хорошая, либо ее не должно быть совсем!».
ФГОС выстраивает переход от всеобщего минимума к получению индивидуального максимума. Необходимо, чтобы ребенок имел собственный прогресс. Для этого серьезно меняется миссия и функционал учителя. Над этим надо работать. При переходе от модели «контроля качества» к модели «обеспечения качества» необходимо:
— Разведение оценки результатов образования и оценки качества образования (процедурой измерения результатов качество не мерится, качество образования проявляется за системой образования в ребенке, социализация);
— Установление требований к системам оценки качества образования на уровне школы, муниципалитета, региона, федерации (это значит не выдать универсальный инструмент, почему МОУО, не обладая полномочиями, занимаются контролем качества образования, что из себя может представлять муниципальная СОКО?);
— Установление требований к инструментам оценивания (опубликовано несколько вариантов инструментов, а может ли учитель, школа разобраться, какая лучше, а регион?).
Для выстраивания системы оценки качества необходимо понимать, на каких структурах эта система строится. Особенно при работе с автономными и бюджетными организациями на муниципальном уровне. У МОУО полномочий нет, а информация нужна. Есть проблемы и при введении системы оценки качества на школьном уровне. Есть риск, что в рамках полученных функций кто-нибудь додумается ввести ЕГЭ в 5 классах.
А сможет ли учитель оценивать около 500 параметров в новой системе оценке качества? Конечно, нет. Как минимум, необходимо вводить электронные системы мониторинга. Паспорт школы. Взамен бумажной волокиты. Не на ряду, а взамен.»
© ОГКУ «РЦРО», Абрамов Д.С., Лежнин В.Г., Попелнухин А.Н., Тетенчук И.В., Чистяков Ю.А.
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.