Вход и регистрация

Планы работы РЦРО

Спутники сайта

Лекция «Эффективные механизмы и модели реализации комплекса региональных мер, направленных на увеличение заработных плат учителей общеобразовательных учреждений»

В начале своего выступления докладчик обратил внимание на опыт, накопленный в Томской области по решению финансовых задач, отметил высокий показатель по переходу в автономию образовательных учреждений. Роман Селюков призвал не только обсуждать проблемы семинара, но и позиционировать свой опыт и идеи. Он раскрыл механизмы повышения заработной платы учителя, обозначив положительные моменты этого процесса и негативные эффекты. Презентация лекции
Далее докладчик обозначил основные направления действий по разработке эффективных механизмов:
— введение современных финансово-экономических механизмов;
— введение ФГОС;
— модернизация системы повышения квалификации педагогов;
— введение нового порядка аттестации педагогических работников;
— процессы информатизации образования;
— энергоэффективность образовательных учреждений.
Эксперт уточнил содержание каждого из 6 направлений модернизации финансово-экономических механизмов.
Реализация ФЗ-83 является мощным механизмом обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, получения школами различных (не только на общеобразовательную услугу) государственных и муниципальных заданий, повышения эффективности бюджетных расходов. При этом школам могут быть предложены разные муниципальные задания по оказанию услуг (библиотечное обслуживание населения, социальное обслуживание населения и др.).
Одним из ключевых действий по реализации региональных комплексов мер по направлению повышения средних заработных плат учителей стало установление взаимосвязи  норматива финансирования школ с величиной средней заработной платы по экономике региона.
Существенным является и наличие мер по принятию муниципальных нормативов финансирования образовательных учреждений. Введение ФЗ-83 и муниципального норматива финансирования образовательных учреждений является объектом мониторинга.

Направления действий:
Введение современных финансово-экономических механизмов;
Введение ФГОС;
Модернизация системы ПК;
Введение нового Порядка аттестации педагогических работников ОУ;
Информатизация образования;
Энергоэффективность учреждений.
 Введение современных финансово-экономических механизмов.
НПФ:
— Связь величины норматива и средней заработной платы в экономике региона
— Динамика выравнивания удельных расходов на одного учащегося
— Динамика снижения количества нормативов
— Доведение средств по нормативу до уровня ОУ
— Наличие муниципального норматива финансирования ОУ
— Наличие нормативов финансирования образовательных программ для детей с особыми нуждами
— Наличие норматива финансирования образования в сети Интернет
НПФ – это главная «головная боль». Ключевое требование – переработка подушевого норматива, автоматически привязанного к заработной плате,  т.е. растет НПФ – растет и заработная плата. Это уже есть в Иркутской области. На данный момент нужны экспертные суждения. Успешное функционирование
 НСОТ:
— Ключевые индикаторы состояния
— Любой доведенный до школы объем средств может быть распределен на заработные платы
— В оплате труда учителя учитывается интенсивность его труда
— Работают некомпенсаторные  механизмы оплаты за внеурочные виды деятельности учителя
— Работают механизмы дифференциации оплаты труда учителей в зависимости от качества и объемов их труда
НСОТ связано с учетом интенсивности работы учителя, оплатой внеурочной деятельности учителя, работой механизмов дифференциации оплаты труда учителя в зависимости от качества и труда педагогов и их квалификационной категории.
83-ФЗ:
— Финансово-хозяйственная самостоятельность школ
— Возможность получения школами разных государственных и муниципальных заданий
— Повышение эффективности бюджетных расходов.
Особое внимание было уделено нормативам финансирования образовательных программ для детей ОВЗ и образования в сети Интернет.

ФГОС:
— Приведение инфраструктуры школ в соответствие с требованиями ФГОС
— Повышение квалификации педагогических и руководящих работников для введения ФГОС
— Мониторинги введения ФГОС НОО и ООО.
Необходимо изменение системы оплаты труда в связи с введением ФГОС; изменением базовой части оплаты труда; размера базового размера оклада педагога.

Реализация проекта предусматривает приведение инфраструктуры школа в соответствие с требованиями ФГОС, что требует фиксации некоторой части учебных расходов на данные цели. Региону необходимо определить ключевые направления учебных расходов, обеспечить грамотное планирование учебных расходов в образовательных учреждениях.

Модернизация системы ПК:
— Нормативно-подушевое финансирование системы повышения квалификации.
— Демонополизация и развитие рынка услуг повышения квалификации.
— Введение персонифицированной модели повышения квалификации.
— Связь повышения квалификации и аттестации педагогических работников.

Повышение квалификации педагогических и руководящих работников для введения ФГОС должно быть связано с результатами мониторинговых исследований на выявление степени готовности педагогов работать в новых условиях. Выявление дефицитов позволит сформировать задания для институтов повышения квалификации.

Серьезные изменения ждут и систему повышения квалификации педагогических работников. Нормативно-подушевое финансирование системы повышения квалификации основывается на количестве учащихся в образовательных учреждениях. Демонополизация и развитие рынка услуг повышения квалификации обеспечит свободу выбора образовательных услуг.

Введение нового порядка аттестации педагогических работников:
— Нормативное закрепление нового порядка аттестации педагогических работников в соответствии с федеральными документами;
— Изменение долей педагогов высшей, первой категории;
— Дифференциация в оплате труда педагогов различных категорий.
Введение персонифицированной модели повышения квалификации предполагает самоанализ собственной компетентности педагога и осознанный выбор своей образовательной траектории. Связь повышения квалификации и аттестации педагогических работников обеспечит изменение доли педагогов высшей и первой категории, дифференциацию в оплате труда педагогов различных категорий.

 Энергоэффективность учреждений:
— Приборы учета расходования энергии
— Нормативные акты, обеспечивающие возможность школам расходовать сэкономленные средства на осуществление основной деятельности
Энергоэффективность образовательных учреждений означает возможность экономить средства и использовать их для обеспечения качества образования, в т.ч. увеличение зарплат.

Эксперт попросил обратить внимание на расхождение данных, полученных из бумажных носителей (отчеты, статистика) и данных электронного мониторинга. Такие расхождения свидетельствуют о том, что не выполняются взятые по проекту обязательства. В тех субъектах РФ, где есть разные схемы расчета зарплат, там есть особые трудности, главное – ненормированность региональной стратегии. Там, где есть только одна НСОТ, нет таких сложностей. Экспертом была дана обзорная информация о перевыполнении и недовыполнении Регионами Сибири показателей эл. мониторинга.

Общесистемные действия:
Обеспечение мер по общественному продвижению результатов и эффектов проекта.
Участие в электронном мониторинге реализации комплекса мер.

Video not available

© ОГКУ «РЦРО», Абрамов Д.С., Лежнин В.Г., Попелнухин А.Н., Тетенчук И.В., Чистяков Ю.А.

Оставить ответ