16 декабря 2011 года в г. Томске, в конференц-зале Томского государственного университета пленарным заседанием открылась Всероссийская конференция с международным участием «Традиционные и инновационные процессы в образовании: потенциал взаимодействия ВУЗов и школ для повышения качества образования и создания Открытого образовательного пространства».
Организаторы конференции Томский государственный университет, факультет психологии ТГУ, НОЦ «Институт инноваций в образовании», Ассоциация развития инновационного образования, Администрация Томской области, Департамент общего образования Томской области, ОГКУ «Региональный центр развития образования.
В конференции принимают участие представители системы общего и высшего образования Томской области, эксперты из гг. Москвы, Нижнего Новгорода, сотрудники Алтайского государственного университета, работники центра развития проблем образования Белорусского государственного университета.
На открытии с приветственным словом выступили ректор ТГУ Г.В. Майер и начальник Департамента общего образования Томской области А.А. Щипков. Выступающие отметили важность и актуальность тематики взаимодействия школы и ВУЗа, рассматриваемой в рамках конференции, а также отметили знаковость места проведения конференции – Томский государственный университет, входящий в пятерку лучших ВУЗов и России и занимающий достойное место в числе 500 лучших из 20000 ВУЗов мира.
В своем выступлении Э.В. Галажинский, доктор психологических наук, профессор, член корреспондент РАО, декан факультета психологии ТГУ, обозначил основные направления работы конференции и остановился на этапах создания программы взаимодействия школа-ВУЗ, созданной в рамках реализации проекта.
И.Д. Фрумин, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института развития образования ГУ ВШЭ города Москва, в своем выступлении остановился на стратегии развития образования и социализации детей в России до 2020 года. По словам лектора, школа не может быть самостоятельным институтом в рамках сложных и неоднозначных реалий социально-экономического развития общества. Существенное внимание было уделено проблемам доступности дошкольного образования и вопросов образовательного неравенства. В нынешних реалиях системы образования существует двойной негативный отбор учителей в рамках схемы: <выпускники школ (далеко не самые сильные выпускники поступают в педагогические ВУЗы)> → <педагогические ВУЗы (к сожалению, не самые сильные учебные заведения в своей массовой практике)> → <малоквалифицированные специалисты, попадающие на работу в образовательные учреждения)>.
Исаак Давыдович особо отмечает проблему несовершенного качества Российского образования, которое существенно проигрывает множеству образовательных систем Западных и Европейских стран, согласно данных множества исследований.
Ключевые векторы изменений в рамках стратегии, выделенные автором выступления, — это обновление кадров, обеспечение равных шансов, новое качество образования, а также внешкольное просвещение и социализация, особо выделены некоммерческие проекты в области социализации и просвещения, обеспечивающие массовое вовлечение в интернет и on-line взаимодействие участников образовательного процесса, культурно-образовательные среды, медийно-социальные проекты.
Важным моментом является создание принципиально новой национальной системы оценки качества образования.
Важный тезис выступления: «Цель образования – свобода!»
В выступление доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой управления образованием факультета психологии ТГУ, директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ Г.Н. Прозументовой, основные акценты были сделаны на потенциале взаимодействия ВУЗов и школ для повышения качества образования. Много внимания Галина Николаевна уделила реально существующим моделям взаимодействия инновационных школ Томской области с высшими учебными заведениями и привела результаты исследования причин и мотивов взаимодействия ВУЗов и школ в современных условиях развития системы образования.
Основные критерии оценки качества образования в условиях взаимодействия ВУЗов и школ:
— полезность и прагматизм образования;
— системность образования;
— ориентация на развитие личности;
— требования к ЕГЭ.
Выступление М.А. Гусаковского, кандидата философских наук, доцента, руководителя Лаборатории компаративных исследований Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета, актуализировало проблему современных дискуссионных практик современного университета, проблемы самоценности образовательного усилия, философии, психологии и технологии современного образования. В современной педагогике существует проблема рефлексии педагогических усилий, а любая инновация может начаться лишь при условии смены мышления.
Конференция продолжится малыми пленарными дискуссиями по темам:
Пленум 1. Качество образования: экспертные оценки и результаты исследований. Ведущий: В.В. Кашпур, к.социол.н., и.о. зав. кафедрой социологии ФсФ ТГУ.
Пленум 2. Потенциал взаимодействия ВУЗов и школ для разработки и реализации сетевых образовательных программ. Ведущий: Е.А. Суханова, к.п.н., доцент, зам. директора НОЦ «Институт инноваций в образовании» ТГУ.
Пленум 3. Потенциал взаимодействия ВУЗов и школ для разработки региональных проектов профильного обучения и повышения качества образования в старшей школе. Ведущий: И.Ю. Малкова, д.п.н., профессор ФП ТГУ.
Пленум 4. Потенциал взаимодействия ВУЗов и школ для создания инновационных разработок и повышения квалификации. Ведущие: А.О. Зоткин, к.филос.н., доцент ФП ТГУ, зам. директора ОГКУ «РЦРО», О.Н. Калачикова, к.п.н., доцент ФП ТГУ.
Пленум 5. Условия и механизмы управления использованием потенциала взаимодействия ВУЗов и школ для повышения качества образования. Ведущие: Л.А. Сорокова, к.п.н., доцент ФП ТГУ, исп. директор МОУ СОШ № 49 г. Томска, Л.М. Долгова, директор МОУ СОШ «Эврика-развитие» г. Томска.
Е.В. Ковалев, методист ОУЧР ОГКУ «РЦРО»
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.