О проведении лаборатории «Как воспитать гражданина в школе»
20 августа 2015 г. в рамках XI-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок состоялась лаборатория по теме: «Как воспитать гражданина в школе», в которой приняли участие 44 специалиста муниципальных органов управления образования, руководители, педагогические работники, родители обучающихся, профессиональные эксперты образовательных организаций.
Ведущие: Е.В. Захарова, заместитель директора по организационно-методической работе ОГБУ «РЦРО»; Ю.А. Чистяков, начальник отдела развития государственно-общественного управления образованием ОГБУ «РЦРО».
В начале работы лаборатории были представлены основные результаты реализации регионального проекта «Развитие социального проектирования в образовательных учреждениях Томской области на 2010–2015 годы» (Е.В. Захарова, координатор проекта), регионального проекта «Развитие государственно-общественного управления образованием Томской области на 2010–2015 годы» (Ю.А. Чистяков, координатор проекта).
Для дальнейшей работы все участники разделились на три аналитических группы. Задача каждой группы – выделить потенциал и дефициты в деятельности базовых организаций за 2010-2015 гг, которые необходимо учесть при разработке и реализации программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.
Были заслушаны выступления об опыте образовательных организаций по участию в реализации региональных проектов:
«Формирование гражданской идентичности обучающихся: успехи, трудности, перспективы», Л.А. Михеева, учитель истории и обществознания, руководитель ЦГО «Перспектива» МБОУ «СОШ № 196» ЗАТО Северск;
«Из опыта работы Управляющего совета Улу-Юльской школы», А.Ю. Широких, директор МАОУ Улу-Юльская СОШ Первомайского района;
«Достижение метапредметных результатов через реализацию программы Центра гражданского образования», И.Н. Ванчугова, учитель истории МАОУ СОШ № 4 г. Асино;
«Развитие личностных компетенций обучающихся через Центр гражданского образования», Е.А. Познахарёва, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «Кривошеинская СОШ» Кривошеинского района;
«Внедрение технологий гражданского образования в деятельность сельской школы», Н.А. Давыдова, директор МКОУ «Высокоярская СОШ» Бакчарского района;
«Эффективность участия в проектах ОГБУ «РЦРО» в условиях сельской школы», Т.А. Безвинная, заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Кожевниковская СОШ № 1» Кожевниковского района.
«Социальное проектирование в малокомплектной школе», Н.Н. Степанова, педагог-организатор МБОУ Ежинская ООШ Первомайского района;
«Развитие социального проектирования в МБОУ Комсомольская СОШ», Г.С. Хомякова, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Комсомольская СОШ Первомайского района;
«Социально значимые проекты как средство формирования УУД обучающихся начальной школы», Г.П. Рыбакова, учитель начальных классов МАОУ Сергеевская СОШ Первомайского района;
«Механизмы вовлечения учащихся в активную социальную практику», В.А. Белоусова, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр дополнительного образования детей Первомайского района;
«Подпроект «Клуб юных физиков в школе» как реализация естественно-научного направления инновационного проекта МБОУ «Шегарская СОШ № 2», Е.П. Ламеко, учитель физики МБОУ «Шегарская СОШ № 2» Шегарского района.
По итогам выступлений коллег аналитические группы отметили наличие следующего потенциала образовательных организаций для разработки воспитательной программы.
Создание качественных условий для формирования активной жизненной позиции обучающихся.
Создание толерантной среды в образовательной организации.
Активное формирование позитивного внутреннего и внешнего имиджа образовательной организации, системы общего образования.
Повышение открытости образовательной организации, повышение качества средств информирования и каналов коммуникаций.
Появление новых лидеров, социально-ориентированных обучающихся, педагогов и родителей.
Значительная включенность участников образовательных отношений в управление и самоуправление образовательной организацией, повышение привлекательности для авторитетных стейкхолдеров.
Снижение правонарушений обучающихся.
Продуктивное взаимодействие служб образовательной организации и участников образовательных отношений.
Устойчивые каналы горизонтального сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Рост привлеченных финансовых и иных ресурсов из бюджетных и внебюджетных источников.
Наличие:
апробированных программ Центров гражданского образования;
опыта командной работы, организации проектной деятельности;
реализованных социальных проектов;
социальных партнеров;
моделей организации внеурочной деятельности;
опыта организации мероприятий, реализации проектов муниципального и регионального уровня;
программ профориентации;
опыта привлечения для работы в сельскую местность профессионалов из числа бывших выпускников;
опыта использования информационных технологий в гражданском образовании;
опыта формирования портфолио обучающихся, педагогов;
механизмов обмена опытом и повышения квалификации по вопросам организации социального проектирования;
опыта партнерства с предприятиями реального сектора экономики.
Среди дефицитов (проблемных вопросов) для образовательных организаций аналитики выделили следующее.
Низкая мотивация, отсутствие необходимых специалистов, творческих молодых педагогических работников, для разработки и реализации компетентностных программ, использования деятельностных технологий, в т.ч. социального проектирования.
Недостаток ресурсного, финансового обеспечения перспективных направлений деятельности.
Загруженность педагогических работников и обучающихся, отсутствие навыков или возможностей для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
Дефицит взаимопонимания между учителями и родителями, низкая включенность родителей в образовательную деятельность обучающихся.
Неразвитость системы стимулирования поощрения социальной активности участников образовательных отношений, партнеров.
Низкая динамика развития сетевого взаимодействия.
Отсутствие согласованного подхода к оценке образовательных результатов, единого инструментария для мониторинга образовательной деятельности.
Низкая информированность населения о результатах социально-полезной деятельности образовательной организации, недостаток просвещенческих и пропагандистских программ о формировании гражданской, национальной идентичности, в т.ч. в СМИ.
Далее специалистами отдела развития государственно-общественного управления образованием ОГБУ «РЦРО» был представлен замысел нового регионального сетевого проекта гражданской направленности на 2016–2020 годы. Участникам семинара предлагалось ответить на вопросы:
Отражают ли цель и задачи проекта потенциал региональной образовательной системы и востребованность направлений дальнейшего развития?
Являются ли ожидаемые результаты достижимыми и достаточными для решения задач проекта?
Каковы механизмы и условия «входа» в проект участников образовательных отношений и участников отношений в сфере образования?
После обсуждения было принято предложение провести 10 сентября 2015 г. экспертный семинар по разработке регионального проекта.
В конце работы был представлен анонс ближайших мероприятий.
Е.В. Захарова, заместитель директора по организационно-методической работе ОГБУ «РЦРО»; Ю.А. Чистяков, начальник отдела развития государственно-общественного управления образованием ОГБУ «РЦРО»
Порядок предоставления документов для возмещения средств, затраченных на оплату транспортных расходов для обучающихся и сопровождающих их лиц – участников мероприятий регионального, межрегионального, всероссийского, международного уровней
Конкурс на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры и на звание «Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры»
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.