Ведущий секции: Кошечко Анастасия Николаевна, советник ректората, директор Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания Томского государственного педагогического университета, профессор, член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДКНР.
Участники секции обсудили следующие вопросы:
- Воспитание как мегатренд современного образования.
- Цель, задачи, приоритеты Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в сетевом взаимодействии «школа-вуз».
- Ценностно-мировоззренческая позиция педагога в реализации основных направлений воспитательной деятельности в образовательной организации.
- Формирование духовно-нравственной личности на уроках и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
- Духовно-нравственное воспитание средствами русской литературы.
В рамках секции было представлено 18 докладов, получивших высокую оценку присутствующих. Магистральный вектор секции был задан выступлением д.филол.н., профессора, директора Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания, советника ректората ТГПУ Анастасии Николаевны Кошечко «Воспитание как мегатренд современного образования: теория и практика», которое было посвящено вопросам сетевого взаимодействия «школа-вуз» в реализации актуальных направлений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г. Опираясь на результаты исследования современных социокультурных вызовов, Анастасия Николаевна подчеркнула высокую значимость воспитательных процессов в образовательных организациях различного уровня: «воспитание представляет собой мегатренд современного образования, то есть крупномасштабный, долгосрочный процесс развития, определяющий качественное содержание текущего этапа развития образовательной системы на всех ее уровнях». Поскольку вопросы аксиологии в образовательной политике страны представляют приоритетную методологическую и методическую задачу, необходимо создание образовательного пространства, максимально воспитывающего и формирующего ценностную структуру личности педагога на этапе его обучения в вузе и в последующей профессиональной деятельности, формирование и развитие нравственного поля жизнедеятельности образовательной организации, создание в образовательной организации и вокруг нее культуросообразной среды, способствующей духовному становлению обучающегося, диалогическому взаимодействия субъектов воспитательного процесса, использование системного подхода в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Особая роль в этом процессе принадлежит именно педагогическим вузам, деятельности которых направлена на формирование педагогических кадров нового поколения, способных эффективно решать образовательные и воспитательные задачи.
В продолжение этих размышлений проректор по воспитательной работе и молодежной политике ТГПУ Дмитрий Борисович Насонов рассказа об опыте одного Томского государственного педагогического университета в профессиональной подготовке педагогов, организации форм ценностно-смыслового развития личности студентов через систему студенческого самоуправления, педагогическую практику в профильных сменах.
Различные варианты реализации сетевого взаимодействия «школа-вуз» в вопросах духовно-нравственного воспитания представили образовательные партнеры ТГПУ: проректор по научно-богословской работе Томской духовной семинарии протоиерей Андрей Носков («Научно-педагогическое взаимодействие ТГПУ и ТДС в вопросах духовно-нравственного образования и воспитания»), методист Управления образования Администрации Томского района Ольга Викторовна Смирнова («Духовно-нравственное воспитание и обучение в образовательных организациях Томского района: опыт, проблема, перспективы»), директор МБОУ «Поросинская СОШ» Томского района Владимир Иванович Чириков («Духовно-нравственная составляющая в образовательном пространстве школы. Из опыта работы МБОУ «Поросинская СОШ»), заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназия № 18 г. Томска Марина Анатольевна Журавецкая и заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель информатики МАОУ гимназии № 18 г. Томска Елена Владимировна Кривоносова («Реализация коллективного проекта «Твой след на карте Томской области» как средство реализации идей образования в интересах устойчивого развития»), директор МБОУ «СОШ № 78» ЗАТО Северск Оксана Васильевна Королева («Школьно-университетское партнерство в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации»).
Ценный практический опыт организационных, методических и содержательных решений представили на секции педагоги образовательных организаций г. Томска и Томской области: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 196» ЗАТО Северск Лариса Александровна Михеева («Модель духовно-нравственного воспитания в МБОУ «СОШ № 196»), учитель русского языка и литературы МБОУ «Поросинская СОШ» Томского района Светлана Анатольевна Процкая («Создание условий в ОУ для духовно-нравственного образования и воспитания»), учитель русского языка и литературы ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» Елена Леонидовна Здоровец («Реализация принципов духовно-нравственного воспитания школьников в условиях гендерного подхода в образовании»), учитель русского языка и литературы МБОУ «Сайгинская СОШ» Верхнекетского района Лилия Викторовна Пангина («Формирование духовно-нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»), учитель русского языка и литературы МБОУ «Белоярская СОШ № 1» Верхнекетского района Наталья Борисовна Мурзина («Формирование духовно-нравственной личности посредством образовательного события в условиях реализации ФГОС»), учитель географии МАОУ СОШ № 11 им. В.И. Смирнова г. Томска Алена Анатольевна Ковалева («Формирование духовно-нравственных ценностей во внеурочной деятельности посредством внедрения курса «Экология природы и культура народов Сибири»), учитель русского языка и литературы МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа-интернат» Верхнекетского района Татьяна Александровна Лазаренко («Формирование духовно-нравственного воспитания учащихся через литературно-музыкальные гостиные»).
Особым тематическим разделом секции стали выступления преподавателей и магистрантов историко-филологического факультета ТГПУ, посвященные вопросам духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы: к.филол.н., заведующей кафедрой литературы и методики ее преподавания, директора «Сибирского научно-образовательного центра изучения детско-юношеской литературы и развития культуры чтения» Елены Александровны Полевой «Книги для детей по воспитанию родителей в современной литературе», к.филол.н., доцент кафедры литературы и методики ее преподавания Евгении Константиновны Макаренко «Духовно-нравственное воспитание средствами житийной литературы», магистранта кафедры литературы и методики ее преподавания, преподавателя Томского экономико-промышленного колледжа Елены Игоревны Пацьорка «Педагогические идеи Ф.М. Достоевского в практике духовно-нравственного воспитания в современном образовательном пространстве» (научный руководитель – д.филол.н., профессор А.Н. Кошечко).
Сотрудниками Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ на выставке «Школе – современные условия» в МАОУ Лицей № 1 г. Томска были представлены учебно-методические материалы и информационные буклеты для педагогов, анонсы курсов повышения квалификации, конкурсов для педагогов и обучающихся на 2017–2018 учебный год.
На основе научных исследований в области аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания, осуществляемых Международным научно-практическим центром аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания ТГПУ, участники секции выступили с предложениями:
- Совершенствовать систему многоуровневой подготовки педагогических кадров с учетом стратегических направлений современной образовательной политики Российской Федерации в вопросах духовно-нравственного образования и воспитания (подготовка учителя, способного стать нравственным наставником обучающегося).
- Выстраивать социальное партнерство по реализации основных направлений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в сетевом взаимодействии «школа-вуз».
- Формировать в образовательных организациях различного уровня и вокруг них культуросообразную среду, способствующую духовно-нравственному становлению обучающегося путем преобразования системы воспитательной работы.
- Реализовывать системный подход в духовно-нравственном воспитании обучающихся образовательных организаций различного уровня.
- Совершенствовать систему мероприятий по повышению педагогической культуры родителей.
- Формировать представление субъектов образовательного процесса о ценностях
и смыслах традиционных религиозных культур как основе духовно-нравственного воспитания. - Формировать основы национальной и духовной идентичности обучающихся через изучение произведений русской классической литературы.
- Формировать читательскую культуру детей и молодежи через создание методических рекомендаций и разработку программного документа «Круг чтения ТГПУ», учитывающих возрастные и ценностные запросы читателей.
- Способствовать совершенствованию мер религиозной безопасности в образовательных организациях различного уровня.
- Обобщать и распространять значимый педагогический опыт по вопросам духовно-нравственного образования и воспитания через исследовательскую и проектную деятельность педагогов в рамках магистерских образовательных программ, курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Аналитический материал подготовили: Кошечко А.Н., д.филол.н., профессор историко-филологического факультета, директора Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания, советник ректората ТГПУ; Василенко А.В., младший научный сотрудник Международного научно-практического центра аксиологии и методологии духовно-нравственного воспитания, советник ректората ТГПУ.
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.