23 августа 2018 г. в рамках Томского августовского образовательного салона на базе МАОУ СОШ № 16 г. Томска прошла открытая лекция «Профессиональное развитие педагога: смыслы и сценарии» Л.Г. Смышляевой, д.пед.наук, профессора, директора Института психологии и педагогики ТГПУ. Присутствовало 12 человек.
Целевая аудитория: молодые педагоги; студенты (в т. ч. магистранты), аспиранты; школьники старших классов, ориентированные на педагогическую профессию.
Аннотация: обсуждение современных особенностей педагогического труда, проблем становления профессионализма педагога, форматов и условий профессионального развития педагога, сценариев педагогической карьеры и способов самоопределения в ней.
Участникам были предложены индивидуальные рекомендации по проблемам профессионального развития.
Раздаточный материал (информационные материалы и методические рекомендации по профессиональному развитию педагога)
- Условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность современного педагога
- глобализация – интеграционные процессы (воспитание гражданина глобального мира) – глокализация – индивидуализация
- цифровая экономика
- интернет-социализация
- новый рынок труда – новый спектр профессий (веб-психолог, ментор стартапов, экоаудитор, медиатор и т.д.)
- инклюзия
- ценность индивидуальности и нестандартных сценариев жизненного развития (фрилансер, например)
- трудности взрослеющего человека с выбором нравственных ориентиров
- отчуждение семьи от школы
- девиации и аддикции
- стандартизация профессиональной деятельности
- Профессиональные роли педагога 21 века – расширение спектра видов педагогического действия
- проектировщик
- технолог
- модератор
- медиатор
- коуч (консультант по карьерному конструированию)
- тьютор
- эксперт
- исследователь
- диагност
- Факторы профессионального развития педагога
- личный опыт (опыт учения, учителя, наставники)
- базовое и дополнительное формальное образование: общее и профессиональное (знания, понимание, способы деятельности)
- непрерывное личностное и профессиональное развитие, включая их цифровые форматы
- участие в конкурсах профмастерства
- неформальное образование (впечатления, книги, фильмы, встречи, отношения и т.п.): способность воспринимать ЖИЗНЬ как череду образовательных ситуаций
- профессиональные затруднения/кризисы, опыт их преодоления и отношение к этому опыту
- вызовы мира и развитость способности идентифицировать и понимать их
- развитая рефлексивность
- Ориентиры для выбора сценария профессионального развития (содержательный формат)
- Образование как технологическое пространство
- Образование как исследовательское пространство
- Образование как пространство развития личного опыта
- Образование как пространство взаимодействия
- Образование как профориентационное пространство
- Образование как пространство развития творчества
- Образование как эмоциональное пространство
- Образование как киберпространство
- Образование как пространство обретения психологического благополучия
- Образование как объект управления
- Формы и способы профессионального развития педагога
- Профессиональные пробы
- Магистратура
- Аспирантура
- ДПО: повышение квалификации, профессиональная переподготовка
- Неформальные профессиональные сообщества
- Наставничество
- Самообразование и рефлексия / Осмысление лучших практик и кейсов
- Магистратура как новая образовательная практика: смыслы включения
- Магистратура (как любое обучение) – это инвестиция в СЕБЯ (время, эмоции, внимание, интеллект, деньги)
- Магистратура – андрагогическая практика (новые актуальные знания/компетенции; новые контакты – социальный капитал; преобразование себя)
- Получение профессионального педагогического образования («доращиваем» себя как профессионала в сфере образования + получаем соответствующий документ)
- Освоение новых видов педагогической деятельности
- Открытие новых граней своего профессионализма и своей личности
- Научное осмысление своих практических профессиональных достижений (опыта)
- Развитие личной истории успеха
- Профессиональное развитие педагога: от магистратуры к аспирантуре
- Магистерская подготовка: 04.01 Педагогическое образование
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование
44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
Очно (2 года) и заочно (2 года и 3 месяца)
Примеры профилей: «Педагогика и психология образования», «Дополнительное образование детей», «Педагогика и психология инклюзивного образования», «Управление в сфере образования»
- Аспирантура:
44.06.01 Образование и педагогические науки
«Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика профессионального образования»
37.06.01 Психологические науки
«Общая психология, психология личности, история психологии»
- Актуальные проблемные «поля» научно-педагогических исследований
- Цифровые образовательные технологии
- Инклюзивное образование
- Педагогические измерения
- Управление человеческим капиталом
- Индивидуализация образования
- Развитие практики пробного действия в образовании
- Развитие дополнительного образования
- Образовательные экосистемы
- Интеграция профстандартов педагога и стандартов подготовки педагогов в вузе.
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.