Вход и регистрация

Планы работы РЦРО

Спутники сайта

23 августа 2018 г. в рамках Томского августовского образовательного салона на базе МАОУ СОШ № 16 г. Томска прошла открытая лекция «Профессиональное развитие педагога: смыслы и сценарии»

23 августа 2018 г. в рамках Томского августовского образовательного салона на базе МАОУ СОШ № 16 г. Томска прошла открытая лекция «Профессиональное развитие педагога: смыслы и сценарии» Л.Г. Смышляевой, д.пед.наук, профессора, директора Института психологии и педагогики ТГПУ. Присутствовало 12 человек.  

Целевая аудитория: молодые педагоги; студенты (в т. ч. магистранты), аспиранты; школьники старших классов, ориентированные на педагогическую профессию.

 Аннотация: обсуждение современных особенностей педагогического труда, проблем становления профессионализма педагога, форматов и условий профессионального развития педагога, сценариев педагогической карьеры и способов самоопределения в ней.

Участникам были предложены индивидуальные рекомендации по проблемам профессионального развития.

Раздаточный материал (информационные материалы и методические рекомендации по профессиональному развитию педагога) 

  1. Условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность современного педагога
  • глобализация – интеграционные процессы (воспитание гражданина глобального мира) – глокализация – индивидуализация
  • цифровая экономика
  • интернет-социализация
  • новый рынок труда – новый спектр профессий (веб-психолог, ментор стартапов, экоаудитор, медиатор и т.д.)
  • инклюзия
  • ценность индивидуальности и нестандартных сценариев жизненного развития (фрилансер, например)
  • трудности взрослеющего человека с выбором нравственных ориентиров
  • отчуждение семьи от школы
  • девиации и аддикции
  • стандартизация профессиональной деятельности
  1. Профессиональные роли педагога 21 века – расширение спектра видов педагогического действия
  • проектировщик
  • технолог
  • модератор
  • медиатор
  • коуч (консультант по карьерному конструированию)
  • тьютор
  • эксперт
  • исследователь
  • диагност
  1. Факторы профессионального развития педагога
  • личный опыт (опыт учения, учителя, наставники)
  • базовое и дополнительное формальное образование: общее и профессиональное (знания, понимание, способы деятельности)
  • непрерывное личностное и профессиональное развитие, включая их цифровые форматы
  • участие в конкурсах профмастерства
  • неформальное образование (впечатления, книги, фильмы, встречи, отношения и т.п.): способность воспринимать ЖИЗНЬ как череду образовательных ситуаций
  • профессиональные затруднения/кризисы, опыт их преодоления и отношение к этому опыту
  • вызовы мира и развитость способности идентифицировать и понимать их
  • развитая рефлексивность
  1. Ориентиры для выбора сценария профессионального развития (содержательный формат)
  • Образование как технологическое пространство
  • Образование как исследовательское пространство
  • Образование как пространство развития личного опыта
  • Образование как пространство взаимодействия
  • Образование как профориентационное пространство
  • Образование как пространство развития творчества
  • Образование как эмоциональное пространство
  • Образование как киберпространство
  • Образование как пространство обретения психологического благополучия
  • Образование как объект управления
  1. Формы и способы профессионального развития педагога
  • Профессиональные пробы
  • Магистратура
  • Аспирантура
  • ДПО: повышение квалификации, профессиональная переподготовка
  • Неформальные профессиональные сообщества
  • Наставничество
  • Самообразование и рефлексия / Осмысление лучших практик и кейсов
  1. Магистратура как новая образовательная практика: смыслы включения
  • Магистратура (как любое обучение) – это инвестиция в СЕБЯ (время, эмоции, внимание, интеллект, деньги)
  • Магистратура – андрагогическая практика (новые актуальные знания/компетенции; новые контакты – социальный капитал; преобразование себя)
  • Получение профессионального педагогического образования («доращиваем» себя как профессионала в сфере образования + получаем соответствующий документ)
  • Освоение новых видов педагогической деятельности
  • Открытие новых граней своего профессионализма и своей личности
  • Научное осмысление своих практических профессиональных достижений (опыта)
  • Развитие личной истории успеха
  1. Профессиональное развитие педагога: от магистратуры к аспирантуре
  • Магистерская подготовка: 04.01 Педагогическое образование

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование

44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

Очно (2 года) и заочно (2 года и 3 месяца)

Примеры профилей: «Педагогика и психология образования», «Дополнительное образование детей», «Педагогика и психология инклюзивного образования», «Управление в сфере образования»

  • Аспирантура:

44.06.01 Образование и педагогические науки

«Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика профессионального образования»

37.06.01 Психологические науки

«Общая психология, психология личности, история психологии»

  1. Актуальные проблемные «поля» научно-педагогических исследований
  • Цифровые образовательные технологии
  • Инклюзивное образование
  • Педагогические измерения
  • Управление человеческим капиталом
  • Индивидуализация образования
  • Развитие практики пробного действия в образовании
  • Развитие дополнительного образования
  • Образовательные экосистемы
  • Интеграция профстандартов педагога и стандартов подготовки педагогов в вузе.

Оставить ответ