10 января 2013 г состоялся семинар «Профессиональные компетенции учителя в контексте перехода к ФГОС: работа с картой профессиональной адаптации и развития» для участников региональной программы профессиональной адаптации и развития молодых учителей «Три горизонта».
28 молодых учителей и наставников из г. Томска, Асиновского, Верхнекетского, Кожевниковского, Томского, Парабельского, Чаинского и Шегарского районов Томской области стали участниками семинара.
На предыдущих тактах прошло обсуждение содержания карты ресурсов профессиональной адаптации и развития молодых учителей. Разработка и реализация карты (наставники активно помогали молодым учителям!) — этап, предваряющий выход молодого учителя на формирование индивидуальной образовательной программы.
Анализ представленных карт профессиональной адаптации и развития выявил проблемы, связанные с недостаточным пониманием главных на сегодняшний день для образования вопросов. Поэтому основной целью семинара стало прояснение базовых понятий: контекст, компетенции и компетентность, метапредметные результаты и т.д. Решались следующие задачи: проведение функциональной оценки компетенций, необходимых для реализации ФГОС, корректировка и конкретизация карты, обсуждение дальнейшего взаимодействия и определение задания для самостоятельной работы.
Экспертами выступили сотрудники отдела развития человеческих ресурсов ОГБУ «РЦРО».
Ковалёв Егор Владимирович, старший методист отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО», обратил особое внимание молодых учителей и наставников на глобальный контекст, а именно на ситуацию в стране, связанную с переходом от сырьевого типа экономики к экономике знаний. Одной из основных задач выступления стало «разведение» понятий компетенции и компетентности, а проведенный тренинг, в ходе которого участники программы определяли наиболее значимый для них набор профессиональных качеств современного выпускника, во многом помог сориентироваться, особенно молодым учителям, какими профессиональными качествами должны обладать современные педагоги, чтобы с успехом готовить выпускников новой волны в соответствии с требованиями ФГОС.
Ким Людмила Чухакиевна, старший методист отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО», сделала акцент на компетентностном подходе в образовании. На примере детского стихотворения В.Берестова была построена «модель» реализации компетентностного подхода в образовательном пространстве. Обсуждались вопросы создания необходимых условий для реализации данного подхода, были приведены примеры использования методик работы с учащимися, определены виды компетенций, необходимых для эффективной работы педагога. Молодые учителя решали и анализировали компетентностные задачи, осознавая их роль в формировании метапредметных результатов.
Диалог – основная форма проведения семинара, молодые учителя задавали вопросы, активно обсуждали, спорили друг с другом.
В заключении семинара Андрей Олегович Зоткин, к.филос.н., доцент кафедры управления образованием ТГУ, заместитель директора по проектной работе ОГБУ «РЦРО», провел анализ карт профессиональной адаптации и развития, конкретизировал понятие контекста и ответил на все вопросы.
Завершился семинар определением следующего такта работы, молодым учителям до 1 февраля 2013 года предстоит доработать карты, а затем в течение дух месяцев (февраль-март) участникам программы предстоит посетить уроки лучших учителей.
Следующая встреча с участниками программы назначена на весенних каникулах.
Из рефлексивно-эмоциональных отзывов молодых учителей:
«От семинара я в восторге. Особенно понравилась интересная методика Людмилы Чухакиевны Ким (разные виды зерен). Хочу использовать этот прием и на своих уроках. Тяжело, конечно, было после праздников заниматься: еще не включились в учебный процесс. А после семинара расшевелились.
Мой комментарий к стихотворению: …заставить учиться ребят невозможно… цель должна мотивировать на действие, но это не все. Подкрепить мотивацию учитель может, создав такое настроение и такую обстановку, которая сама подтолкнет ребят к решению каких – либо проблем, организует их самостоятельную работу, у ребят появится желание и потребность работать, обсуждать, анализировать, делать выводы».
«…очень понравилось живое, а главное, понятное выступление Егора Владимировича Ковалева (видимо, из-за использования простых слов и понятных примеров); интересное выступление Людмилы Чухакиевны Ким; очень живая и прекрасно чувствующая нас Ирина Геральдовна, и финальное выступление Андрея Олеговича, поставившее «крест» на моей карте и на моих (мне казалось) знаниях».
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.