26 августа 2013 года в рамках IX-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок состоялась работа лаборатории сетевого регионального проекта «Непрерывное экологическое образование: повышение качества и эффективности».
Участники дискуссии обменялись мнениями о проблемах в сфере экологического образования, заслушали выступления о целях, трудностях, противоречиях, путях повышения результативности в данной области и единодушно заявили о несомненной пользе подобных встреч. В этом году форма организаторами была предложена нестандартная форма общения: все участники распределись по группам, которые в процессе работы должны были ответить на вопросы, касающиеся современного состояния и противоречий в школьном экологическом образовании; что может служить критерием оценки эффективности экологического образования; что включает понятие «экологические компетенции»; о деятельностном подходе в реализации схемы «экологическая грамотность» — «экологическая компетенция» — «экологическое сознание»; о том, что необходимо для создания и успешного развития эколого–образовательной среды в учебном заведении. Свои ответы каждая из групп презентовали в виде дерева ЭО, от корней до плодов, обосновывая свое видение обсуждаемых проблем.
По итогам заслушанных выступлений и последующего обмена мнениями, рабочая группа из состава организаторов деятельности лаборатории подготовила резолюцию, в которой были обозначены проблемы, имеющиеся в сфере экологического образования, и намечены пути их решения:
Резолюция
В работе круглого стола приняло участие 45 участников, не считая модератора и докладчиков, среди которых были представители образовательных учреждений (средних школ, дополнительного образования, детских садов, колледжей) и экологической общественности Томской области, представители ОГБУ «Облкомприрода». Были заслушаны 4 доклада по обозначенной в программе тематике и 5 выступлений по итогам работы групп в режиме мозгового штурма, обсуждавших вопросы качества и эффективности ЭО.
По результатам обсуждения ключевых проблем, обозначенных в программе, участники
ОТМЕТИЛИ:
- Своевременность и важность дискуссии, удачную форму работы (интерактивная, групповая деятельность), позволяющую за короткий промежуток времени высказаться каждому участнику.
- Наличие в Томской области потенциальных ресурсов для становления системы непрерывного экологического образования и просвещения, о чем свидетельствует позитивный опыт большого числа учреждений общего среднего, профессионального и дополнительного образования, общественных организаций, целенаправленно и системно осуществляющих работу в области экологического образования и воспитания.
Вместе с тем в выступлениях были обозначены явления и процессы, негативно отражающиеся на развитии системы непрерывного экологического образования и просвещения, в том числе участники круглого стола
ОПРЕДЕЛИЛИ:
- Экологическое образование в регионе осуществляется, зачастую, только в рамках внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности, не является обязательным учебным предметом в системе образования. Ощущается явная нехватка новых образовательных программ по экологии для школы и обеспечивающих ее учебников.
- Нормативные, организационные условия реализации целей и задач НЭО нуждаются в постоянном обновлении.
- Отсутствуют экономические стимулы для развития экологического образования: педагоги, работающие в этой области, зачастую осуществляют эту деятельность по собственной гражданской инициативе и без какой-либо финансовой, а иногда и моральной поддержки.
- Наблюдается нехватка высокопрофессиональных педагогических кадров, способных развивать экологическое образование: зачастую часы экологии заменяются на биологию, БЖД и ведутся случайными людьми, у которых просто не хватает в нагрузке часов.
- Не хватает постоянного, взаимозаинтересованного рабочего взаимодействия участников образовательного процесса с законодательной и исполнительной властью, которая пока не уделяет достаточного внимания вопросам экологического образования и просвещения.
- Развивающееся сотрудничество между образовательными учреждениями, общественными объединениями, работающими в области экологического образования и просвещения, носит, к сожалению, фрагментарный, эпизодический, а не системный характер.
РЕКОМЕНДОВАЛИ:
- Одобрить идею издания журнала для педагогов региона по НЭО.
- Шире использовать возможности сетевого взаимодействия в ЭОВ.
- Рассмотреть на заседании Координационного Совета по НЭО возможность создания в регионе ассоциации по непрерывному экологическому образованию и просвещению (с привлечением широкого круга всех заинтересованных участников).
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.