Сетевая инновационная площадка ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение».
В 2016 году ОГБУ «Региональный центр развития образования» получил статус «Сетевая инновационная площадка ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (далее – инновационная площадка) по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение»».
Цель: достижение нового уровня качества дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС дошкольного образования, отвечающего на вызовы современной социокультурной ситуации развития детства и отражающего современные научные и методические подходы к организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с использованием инновационной образовательной программы «Вдохновение».
Основные задачи инновационной деятельности:
изучение современных научных и методических подходов к дошкольному образованию и, отражающих эти подходы, положений основной образовательной программы «Вдохновение» (далее — ООП «Вдохновение»);
создание и обучение команды изменений для разработки и внедрения новой основной образовательной программы в дошкольных образовательных организациях (далее – ООП ДОО), назначение координатора инновационной площадки;
разработка ООП ДОО, удовлетворяющей заданным требованиям качества дошкольного образования, на основе ООП «Вдохновение»;
ознакомление участников образовательной деятельности ДОО с новой ООП ДОО, ее коллективное обсуждение и совершенствование;
обучение педагогов ДОО новым подходам к организации образовательной деятельности, новым педагогическим методам и инструментам, способам создания условий для осуществления образовательного процесса;
выбор или создание групп в ДОО для участия в инновационной деятельности;
подготовка психолого-педагогических условий реализации образовательной деятельности в соответствии с новой ООП;
создание материально-технических условий осуществления образовательной деятельности в соответствии с новой ООП ДОО, в том числе, формирование развивающей предметно-пространственной среды как в групповом помещении, так и на другой территории (как внутренней, так и внешней) образовательной организации, а также создание других необходимых условий, заданных ФГОС дошкольного образования;
разработка системы управления качеством внедрения и реализации новой ООП ДОО «Вдохновение» на основе подходов и инструментария УМК ООП «Вдохновение»;
внедрение и реализация новой ООП ДОО «Вдохновение», оценивание образовательных эффектов нового образовательного процесса и содержания, предоставление обратной связи реализующим программу педагогам и руководству ДОО;
разработка модели совершенствования образовательной деятельности, реализуемой по ООП ДОО, созданной на основе Программы «Вдохновение», в том числе, совершенствования условий и содержания образовательной деятельности;
разработка методических и практических рекомендаций по разработке и внедрению ООП ДОО на основе Программы «Вдохновение» с учетом итогов работы инновационной площадки.
Планируемые результаты деятельности площадки:
ООП дошкольного образования, построенная на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение», позволит создать требуемые новые психолого-педагогические условия образовательной деятельности, которые позволяют:
дать ребенку статус полноправного участника образовательных отношений;
создать мотивирующую образовательную среду, обеспечивающую условия для наилучшего образования для каждого воспитанника ДОО;
организовать «учебное сообщество», основанное на диалогическом принципе со-действия (со-конструкции), в котором активны все участники образовательного процесса: дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы, познают мир;
поддерживать любознательность и инициативу ребенка, игровую деятельность во всех видах и формах, исследовательскую и другие формы детской активности;
предоставить возможность всем участникам образовательной деятельности стать соавторами ее содержания;
включать коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
осуществлять систематические педагогические наблюдения, фиксацию индивидуальной траектории развития – для понимания характеристик и особенностей воспитанников, их текущего уровня образовательных способностей и готовностей и пр.;
реализовывать дифференцированное обучение, позволяющего добиваться высоких результатов образования каждого ребенка и детской группы в целом, предоставляющего детям возможность выбора способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения, содержания деятельности и т.д., вести педагогическую работу в «зоне ближайшего развития» ребенка; уделять особое внимание,
предоставлять равные шансы как одаренным, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия), признавать и учитывать широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпах развития;
предусматривать вариативные формы реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей на уровне планирования и содержания, при котором опыт, ценности педагогических коллективов, социокультурный контекст рассматриваются как ресурс образовательной работы и может быть реализовано в группах одного возраста, разного возраста, полного дня, кратковременного пребывания;
обеспечивать методическую поддержку разнообразных форм сотрудничества организации с семьей;
осуществлять регулярную работу по профессиональному совершенствованию педагогов;
обеспечивать преемственность с начальным общим образованием.
Порядок предоставления документов для возмещения средств, затраченных на оплату транспортных расходов для обучающихся и сопровождающих их лиц – участников мероприятий регионального, межрегионального, всероссийского, международного уровней