Вход и регистрация

Планы работы РЦРО

Спутники сайта

Яндекс.Метрика

Обсуждаем концепцию кодекса профессиональной этики образовательного сообщества

Уважаемые коллеги!

Российский Союз ректоров разработал концепцию кодекса профессиональной этики образовательного сообщества. Предлагаем Вам до 5 сентября 2012 г. принять участие в обсуждении концепции Кодекса и представить свои замечания на нашем сайте с указанием данных:

  • № пункта концепции;
  • текст замечания или предложения;
  • Ф.И.О. автора, контактные данные.

Скачать текст концепции Кодекса

Прочитать текст концепции Кодекса и оставить комментарий

 

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Постановлению Совета Российского Союза ректоров
от 25 июня 2012 г. № 3
 

Концепция
кодекса профессиональной этики образовательного сообщества

Статья 1. Направленность кодекса

Образовательное сообщество России, развивая высокие традиции отечественной академической корпорации в звучании XXI века, осознавая свою ответственность перед обществом и государством за укрепление интеллектуального и кадрового потенциала страны, принимают настоящий кодекс профессиональной этики образовательного сообщества.

Настоящий кодекс описывает этические установки жизнедеятельности коллективов образовательных организаций Российской Федерации в лице учебного, научного, вспомогательного и административного персонала и обучающихся, общие усилия которых направлены на выполнение миссии образовательного сообщества и рост ее авторитета в обществе.

Статья 2. Цель кодекса

Ключевые положения профессиональной этики образовательного сообщества в настоящем кодексе призваны адаптировать к современным реалиям систему традиционных корпоративных установок российской образовательной корпорации.

Статья 3. Применение кодекса

Настоящий кодекс определяет базовые параметры профессиональной этики образовательного сообщества и общую направленность правил поведения, а также носит предписывающий характер.

Его положения в части определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях, указания на неприемлемые формы поведения и регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами могут быть детализированы в корпоративных этических кодексах образовательных организаций.

Условия соблюдения кодекса могут быть включены в Устав учебного заведения и в типовые договоры образовательных организаций.

Соответствие профессиональной деятельности вышеозначенных категорий представителей образовательного сообщества положениям кодекса уместно рассматривать как критерий их профессиональной аттестации и производственного стимулирования.

При приеме в учебные заведения потенциального работника и обучающегося необходимо знакомить с этическим кодексом.

Статья 4. Ценности вузовской корпорации

Настоящим кодексом констатируются базовые ценности вузовской корпорации, которые определяют характер ее этической доктрины.

Такими ценностями являются:

  1. Знание.
  2. Служение.
  3. Академическая свобода личности.

4.1. Знание. Представитель образовательного сообщества рассматривает сохранение, приумножение и передачу знаний как смысл образовательной и научной деятельности, стимул профессионального роста и индикатор оценки индивидуальной и коллективной работы. Непрерывное развитие знания рассматривается как научно обусловленное формирование целостной картины мира и человека.

4.2. Служение. Образовательная и научная деятельность представителей образовательного сообщества всецело подчинена пользе российского общества, направлена на обеспечение интеллектуального, кадрового и культурного развития страны, является фактором обеспечения национальной безопасности и интересов государства. Современная научно-образовательная деятельность рассматривается представителями образовательного сообщества через выражение исконной миссии российского образования – «просвещение народа и служение Отечеству».

4.3. Академическая свобода личности. Характер становления российской системы образования во многом сформировался под воздействием широких прав, предоставляемых образовательным организациям в определении подходов к образовательной и научно-исследовательской деятельности. Уважение к личной академической позиции научно-педагогических работников и широкого коллектива учащихся в свободных академических дискуссиях обеспечивает непрерывное обновление идей и стимулирует развитие знания. Учебные заведения являются социальными институтами, которые обеспечивают развитие и выражение индивидуальности. Диалог учащих и учащихся, направленный на раскрытие индивидуальности, содействует воспитанию молодежи, а также создает предпосылки утверждения в образовательных организациях реальной академической свободы, понимая ее как сохранение для каждого широких возможностей поиска научной истины и регулируемой коллегиальными решениями корпорации.

Статья 5. Принципы вузовской корпорации

Этические принципы описывают безусловные свойства процессов жизнедеятельности учебных заведений, механизмов решения образовательных задач и организации профессиональной деятельности каждым членом образовательной корпорации.

Такими принципами являются:

  1. Ответственность.
  2. Единство образовательного пространства.
  3. Преемственность вузовской практики.
  4. Интеграция образования и науки.
  5. Паритетность обучения и воспитания.
  6. Открытость обществу.

5.1. Ответственность. Высшее образование является сферой, которая подчинена интересам широкого круга государственных институций, социальных и корпоративных групп. Представители образовательного сообщества ответственны за то, чтобы их деятельность отвечала интересам власти, работодателей, широких слоев населения, а также была подчинена выполнению общенациональных задач в интеллектуальной, экономико-технологической, социальной и культурной областях. Безусловной нормой, на которой основывается образовательная корпоративная культура, также является взаимная ответственность представителей образовательного сообщества друг перед другом.

Механизмом разрешения конфликтов должен стать институт третейского (товарищеского) суда, решения которого должны учитываться администрацией в управлении образовательной организацией.

5.2. Единство образовательного пространства является фактором культурно-исторической и социально-политической целостности государства. Под единым образовательным пространством понимается равенство законодательных норм и образовательных стандартов во всех территориях Российской Федерации, паритетная социальным особенностям регионов развитость образовательной инфраструктуры, а также развитость механизмов доступности образования для граждан России вне зависимости от места их проживания, социального и материального статуса и возможностей здоровья. Единство образовательного пространства укрепляется высокой степенью развития диалога корпораций различных образовательных организаций. Это выражается в солидарности образовательного сообщества как безусловной норме, в контексте которой конкуренция образовательных организаций понимается как добросовестное соревнование, направленное на формирование передовых практик для последующего прототипирования.

Данная норма предполагает обязанность представителей образовательного сообщества к организации и участию в регулярных мероприятиях, направленных на развитие академической мобильности, прежде всего, в дотационные регионы, а также на расширение профессиональных компетенций в смежных академических дисциплинах.

5.3. Преемственность образовательной практики. Основой успешного развития учебного заведения является сохранение совокупной целостности знаний, образовательного опыта, научных школ, этических и воспитательных традиций, которые вырабатывались на различных этапах жизнедеятельности образовательной организации с момента ее основания. Поступательно складываясь в единую траекторию роста, они определяют интеллектуальный потенциал образовательной организации и уникальные черты ее корпорации. Новации образовательных процессов строятся на уважительном восприятии достижений и практик предыдущих поколений, благодаря чему соответствующие времени реформенные преобразования приобретает характер академической эволюции. Данная норма обязывает представителей образовательного сообщества к коллегиальному обсуждению и утверждению порядка внедрения новаций.

5.4. Интеграция образования и науки. Квалификация и результативность профессиональной деятельности представителей образовательного сообщества определяется способностью генерировать знание и сопричастностью к передовым международным научно-образовательным процессам. На включенности работников образовательных организаций и учащихся в научно-практический процесс базируется развитие инновационных процессов в образовательных организациях, а также подготовка нового поколения кадров, соответствующего запросам современной экономики и социальной сферы. Образовательные процессы призваны интегрироваться с фундаментальными и прикладными исследованиями в междисциплинарной области.

Данная норма обязывает представителей образовательного сообщества к организации сбалансированной научно-образовательной деятельности таким образом, чтобы компонента обучения играла дополняющую роль по отношению к научно-практической (творческой) деятельности.

5.5. Паритетность обучения и воспитания. Воспитание, являясь неотъемлемой частью образовательного процесса, в современном образовательном сообществе существенно расширило свое содержание. Задачи становления кадров, обладающих инновационным мышлением и инициативностью, потребовали наполнить традиционные векторы воспитания как включения в систему общезначимых культурно-исторических доминант его пониманием как развития способностей к реализации знаний и навыков в повседневной профессиональной практике. В образовательной организации, наряду с формированием гражданской позиции, будущий специалист учится востребованию своего творческого потенциала и самостоятельности в принятии уникальных решений. При этом новый инструментарий воспитания по-прежнему основывается на личном примере работника образовательной организации и тесной совместной деятельности учащих и учащихся.

Данная норма предполагает обязанность представителей образовательного сообщества к ведению научно-практической деятельности с участием в ней представителей других академических поколений.

5.6. Открытость обществу. Высокая государственная и социальная миссия образования определяет важную роль, которую играют образовательные организации в жизни российских граждан и обеспечении конкурентоспособности страны. Это дает основание обществу соучаствовать в развитии образования в форме диалога с научно-образовательной корпорацией, которая открыто реализует свою академическую политику, сбалансировано следуя интересам учащихся и их законных представителей, преподавателей, работодателей и учредителей образовательного учреждения.

Данная норма обязывает представителей образовательного сообщества осуществлять научно-образовательную деятельность по образовательным программам, согласованным с учредителями образовательного учреждения и ассоциациями работодателей.

Статья 6. Базовые этические нормы вузовской корпорации.

6.1. Опираясь на знание как ценность в преломлении вышеозначенных принципов, представитель образовательного сообщества в своей деятельности:

  • безусловно поддерживает, развивает и преподает учащимся научную картину мира, противостоя псевднонаучному знанию;
  • чтит, сохраняет и развивает достижения в области образования и науки предшествующих поколений работников образовательной организации и российской академической корпорации в целом;
  • ориентирует свою профессиональную деятельность на результат, выражаемый в высоком качестве подготовки профессиональных кадров, плодах научной работы и утверждении в обществе высокой интеллектуальной культуры;
  • сохраняет чувство причастности к российской науке и образованию: с вниманием и уважением относится к деятельности российских коллег, активно использует аппарат трудов российских ученых в своей деятельности, в том числе оказывает приоритетное внимание научным трудам российских коллег при цитировании и ссылках; участвует в работе российских межвузовских научно-образовательных групп и проектов;
  • сохраняет свою самоидентификацию с образовательной организацией, являющейся основным местом работы или обучения, подтверждая ее в процессе широкой научно-образовательной активности в России и за рубежом, в том числе при контрактной работе в других научно-образовательных учреждениях и публикации научных трудов;
  • развивает включенность в международные процессы обмена знаниями и академическими практиками, соотносит свою деятельность с академическими стандартами и научно-исследовательскими трендами мирового уровня;
  • основывает свою образовательную деятельность на активной научной деятельности, повышая свои академические компетенции и вовлекая учащихся в научную работу с ранних этапов обучения;
  • публично представляет результаты своей научно-образовательной деятельности, развивая свою публикационную активность (за исключением случаев, когда научно-образовательная работа связана со сферой государственной безопасности);
  • следует объективности и беспристрастности в оценке академических достижений коллег, уважает их академическую позицию; не допускает суждений о результатах научно-образовательной деятельности через призму национальной и религиозной принадлежности авторов;
  • утверждает честность в вопросах авторских прав, противостоит плагиату и нарушению правил цитирования, сохраняет конфиденциальность коллегиальных научно-исследовательских процессов до согласованного публичного представления результатов.

6.2. Опираясь на служение как ценность в преломлении вышеозначенных принципов, представитель образовательного сообщества в своей деятельности:

  • понимает базовым целеполаганием своей профессиональной деятельности следование интересам работодателей, широких слоев населения и государства; стремится к выполнению социальной миссии по отношению к ним;
  • осознает себя равноправным членом корпорации своей образовательной организации, заботится о ее престиже и интересах; направляет усилия на ее развитие, всецело следуя в ежедневной работе требованиям ее Устава, а также подчиняясь дисциплинарным нормам, приказам руководства, решениям коллегиальных органов управления и самоуправления;
  • согласует свою научно-образовательную деятельность с запросами экономики и социальной сферы, стремится к воплощению результатов этой деятельности в высокие технологии, включаясь в деятельность инновационных предприятий;
  • с вниманием относится к положениям государственной политики в области науки и образования и предложениям в области академического развития, вырабатываемым в рамках открытого диалога образовательных, общественных и бизнес-организаций;
  • содействует распространению широких практических навыков и компетенций, которые повышают профессионализм и кадровую конкурентоспособность представителей образовательного сообщества;
  • участвует в процессах академической мобильности и обмена, содействуя укреплению образовательного опыта и научных школ учебных заведений всех регионов Российской Федерации;
  • соединяет в своей деятельности научно-образовательную работу с гармоничным воспитанием, направленным на утверждение российских культурно-исторических и духовных ценностей, гражданской и профессиональной инициативы, а также толерантности в вопросах национального происхождения, религиозной принадлежности, социального статуса и физических возможностей здоровья;
  • развивает уважительный диалог с традиционными религиозными конфессиями в целях укрепления нравственных оснований интеллектуальной культуры в обществе, противодействия развитию негативных социальных явлений в вузовских коллективах и гармоничного воспитания учащихся;
  • противодействует проявлению коррупции, понимая ее как унижение собственного достоинства, ущерб репутации вуза и попрание труда многих поколений работников вуза;
  • не использует в личных и корыстных интересах профессиональные отношения, развивая при этом инструменты академического диалога.

6.3. Опираясь на академическую свободу личности как ценность в преломлении вышеозначенных принципов, представитель образовательного сообщества в своей деятельности:

  • согласует академическую свободу с ответственностью перед образовательной корпорацией и государством, полагая, что научно-образовательные результаты свободного академического выбора должны соответствовать этическим и правовым нормам российского общества;
  • с уважением и вниманием относится к академической позиции коллег по образовательной корпорации, приветствуя их личностную и профессиональную реализацию, и утверждает взаимноуважительный характер академических дискуссий;
  • всецело содействует обогащению образовательного и научного потенциала коллег, полагая раскрытие их индивидуальных возможностей как сверхзадачу научно-образовательного диалога; способствует развитию у коллег профессиональной и гражданской инициативы, в том числе вне образовательной сферы;
  • поддерживает функционирование социальных образовательных институтов, которые обеспечивают выражение и развитие индивидуальности; содействует развитию каналов публичного выражения академической позиции коллег в научно-образовательных изданиях и выступлениях;
  • понимает академическую реализацию личности представителей образовательного сообщества как основу идентичности корпорации и научно-педагогических школ образовательной организации;
  • вносит вклад в повышение интеллектуальной культуры общества, пропагандируя обогащение знаниями как базовый фактор развития каждой личности.

 

Оставить ответ