Лаборатория «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»
26 августа 2013 года в рамках IX-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок состоялась работа проектной лаборатории «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений Томской области».
Ведущая: Е.А.Филимонова, старший методист отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО».
В работе проектной лаборатории приняло участие более 75 человек, в том числе руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием; руководители и педагоги общеобразовательных учреждений (директора, заместители директора, учителя начальных классов); руководители и педагоги дошкольного образования (заведующие, заместители заведующих, старшие воспитатели, воспитатели, ); специалисты специальных (коррекционных) учреждений (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги); педагоги дополнительного образования из 9 муниципальных образований Томской области.
В связи с реализуемой в рамках вступающего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» реструктуризацией образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках проектной лаборатории были рассмотрены особенности коррекционного и инклюзивного образования детей.
Основной задачей участников лаборатории стало обсуждение проблем и перспектив учебно-воспитательного и коррекционного процессов в общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждениях Томской области в условиях введения ФГОС:
«Cтратегические вызовы современному образованию. Государственная политика по оказанию комплексной помощи детям и подросткам с проблемами в развитии», Е.А. Филимонова, старший методист ОГБУ «Региональный центр развития образования»;
«Специфика работы учителя-дефектолога ДОУ компенсирующего вида в современных условиях», В.А. Ежова, учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 6» ЗАТО Северска, доцент кафедры ДОиЛ ТГПУ;
«Служба ранней помощи как модель реализации стандарта раннего вмешательства на базе учреждения дополнительного образования», О.С. Анохина, руководитель Службы ранней помощи МАОУ «Томский Хобби-центр» г. Томска
Особый интерес собравшихся вызвало представление опыта коррекционной работы учителей-логопедов:
«Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Тестовая методика Фотековой Т.А., Ахутиной Т. В.», О.А. Дмитриева, учитель – логопед МБОУ «СОШ № 87» г. Северска;
«Работа над дифференциацией согласных звуков, смешиваемых по звонкости, глухости в системе коррекции артикуляторно – акустической дисграфии», Л.В. Кузнецова, учитель-логопед МБОУ «СОШ № 198» г. Северска.
«Проектная деятельность в работе учителя – логопеда с детьми с проблемами в развитии», С.Н. Конограй, учитель – логопед МБОУ «Северская гимназия».
Педагоги специальных (коррекционных) учреждений Томской области представили на лаборатории коррекционно-адаптивные методики и технологии, используемые в процессе психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии.
Группа педагогов ТОГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 15 I, II вида» представили опыт развития познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей в условиях школы-интерната:
В рамках лаборатории специальными педагогами были рассмотрены современные технологии сопровождения детей со сложной структурой дефекта, ранним детским аутизмом, интеллектуальными нарушениями:
«Модель психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой нарушения», Н.А.Мёдова, учитель-дефектолог ТОГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 33 для обучающихся, воспитанников с ОВЗ III-IV вида»;
Педагоги Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ОВЗ Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 45 VIII вида г. Томска поделились методами и приёмами коррекции познавательных процессов школьников, страдающих нарушениями интеллектуальной сферы:
«Формирование читательских компетенций у детей с ОВЗ»; М.В. Масленникова, учитель начальных классов;
Творческий коллектив учителей и воспитателей ОГБОУ «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» представил участникам лаборатории основные направления организации обучения школьников в условиях школы-интерната, создания необходимых условий для их адаптации, интеграции и социализации:
«Комплексное сопровождение детей со сложной структурой дефекта в условиях коррекционной школы VIII вида», Е.М. Попова, старший воспитатель, учитель-дефектолог;
Таким образом, в рамках проектной лаборатории были рассмотрены проблемы и перспективы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии (с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, эмоционально-волевыми и сложными нарушениями в развитии) в учебном и коррекционно-развивающем процессах; проведение диагностики и коррекции психофизических нарушений у детей дошкольного и школьного возраста в условиях введения ФГОС.
Участники лаборатории отметили необходимость проведения со специальными педагогами психолого-педагогических мероприятий с целью распространения опыта сопровождения детей с проблемами в развитии и внедрения инновационных технологий в дефектологическую, логопедическую и психологическую практику.
Эксперт-аналитик: Е.А. Филимонова, старший методист отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО».
Порядок предоставления документов для возмещения средств, затраченных на оплату транспортных расходов для обучающихся и сопровождающих их лиц – участников мероприятий регионального, межрегионального, всероссийского, международного уровней