26 августа 2014 г. в рамках Х-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок прошел семинар-совещание «Внеурочная деятельность как ресурс развития общего и дополнительного образования детей».
Ведущий секции: Е.Ф. Песяк, ст. преподаватель кафедры сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО.
В работе семинара приняли участие 57 человек (из них: 29 выступающих) из 22 ОО, 9 муниципалитетов (гг. Томск, Северск, Асино, Колпашево; Томский, Шегарский, Кожевниковский, Каргасокский, Зырянский, Первомайский районы).
Категории участников: специалисты УО, директора, заместители директоров, учителя, педагоги – психологи, педагоги дополнительного образования.
В рамках семинара была проведена выставка методических материалов по организации и реализации внеурочной деятельности, в которой приняли участие 67 человек, было представлено более 50 разработок различного характера: программы внеурочной деятельности и сопровождающие материалы, разработки занятий и мероприятий, педагогические проекты, диагностические и мониторинговые материалы.
В рамках семинара были рассмотрены вопросы:
- цели, функции и принципы организации внеурочной деятельности;
- организации внеурочной деятельности в условиях общеобразовательной школы;
- возможности взаимодействия основного и дополнительного образования для построения функциональной модели, базирующейся на принципах полноты образования;
- расширение образовательного пространства для построения индивидуальной образовательной траектории;
- формирование результатов внеурочной деятельности и способы их представления.
Работа семинара началась с выступления по теме «Внеурочная деятельность как системообразующий компонент единого образовательного пространства» (Е.Ф. Песяк, ТОИПКРО). Были представлены основные подходы к пониманию концепции внеурочной деятельности в методологии ФГОС, её места и роли в организации общего образовательного пространства, взаимосвязь различных направлений педагогической деятельности в формировании образовательных результатов и представлении продуктов обучающихся.
В дальнейшем в выступлениях участников семинара более подробно было раскрыто понимание целей, результатов и способов реализации внеурочной деятельности.
Тематику выступлений условно можно разделить на три смысловые линии:
- модель внеурочной деятельности в специфике СОШ;
- организация единого образовательного пространства через взаимодействие образовательных организаций во внеурочной деятельности;
- практика реализации внеурочной деятельности.
Модели внеурочной деятельности были представлены:
Организация единого образовательного пространства — одна из основных функций внеурочной деятельности, которая призвана помочь школе в решении задач преемственности образования на разных ступенях и в разных формах. Такой общий вывод был сделан участниками семинара по вопросу взаимодействия образовательных организаций.
Был представлен опыт совместной деятельности Зырянской СОШ (
В своём выступлении О.И. Прудникова, заместитель директора по УВР СОШ № 49 г. Томска, раскрыла специфику организации работы школы по модели Школы полного дня в условиях городского микрорайона. По сути дела, речь шла о смешанной модели внеурочной деятельности, т.к. школой активно используется ресурсы дополнительного образования детей – выстроено продуктивное сотрудничество с ДЮЦ «Синяя птица». Характерной чертой совместной деятельности можно активную работу с целевыми группами (дети с особыми образовательными потребностями и с ОВЗ) .
В развитии темы интеграции основного и дополнительного образования выступили руководители учреждений дополнительного образования детей. Т.Н. Нечаева, директор ДЭВЦ г. Колпашево,
Целый ряд педагогов представили свой практический опыт внеурочной деятельности.
Хотя внеурочная деятельность как в основной и старшей школе ещё официально не введена в терминологическом смысле, но педагоги уже приходят к пониманию своих возможностей и востребованности существующего опыта внеклассной работы.
Учителя русского языка и литературы лицея № 7 г. Томска А.С. Левкина и О.В. Зозуля представили
А.В. Стефанова, учитель химии гимназии № 56 г. Томска, организовала во внеурочной деятельности
В завершение семинара был представлен мониторинг эффективности внеурочной деятельности (Н.В. Кулешова, педагог-психолог СОШ № 58 г. Томска). Критериальное оценивание основано на понимании качества комплексного результата, возможностей самореализации и творческого роста обучающихся и педагогов, уровне изменений в образовательном пространстве школы.
Общий вывод участников семинара: внеурочная деятельность, несмотря на сложности организационного характера и дефицит ресурсов, даёт возможность для педагогических коллективов школ и УДОД выйти на новый уровень понимания целей и задач деятельности, организовать совместную деятельность по получению комплексного образовательного результата, использовать новые продуктивные формы работы с обучающимися в соответствии с ФГОС.
При подведении итогов семинара участники отметили актуальность представленных материалов, выявили для себя много новых интересных идей и возможности применения в своей практике. Отдельно подчеркнули комфортную творческую атмосферу семинара.
Е.Ф. Песяк, ст. преподаватель кафедры сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО.
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.