Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вход и регистрация

Планы работы ТРЦРТ «Пульсар»

Спутники сайта

Томские школьники получили опыт работы в Лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета

С января по апрель 2022 года школьники и педагоги участвовали в выполнении научно-исследовательских проектов Лаборатории. Сотрудничество было выстроено при поддержке Регионального центра развития образования (регионального оператора по профориентации обучающихся в системе общего образования Томской области).

В январе 2022 года Региональным центром развития образования по инициативе Лаборатории в общеобразовательные организации г. Томска, ЗАТО Северск и Томского района была направлена общая информация о возможности для школьников и педагогов принять участие в реализации научно-исследовательских проектов Лаборатории. На предложение откликнулись 19 общеобразовательных организаций. Для них 15 февраля был организован установочный вебинар, на котором сотрудники Лаборатории представили следующие проекты:

  • «Метод измерения общей и специфичной тревожности: новый подход к существующим инструментам» (проект посвящен созданию короткого и эффективного инструмента диагностики тревожности для педагогов, руководитель проекта: младший научный сотрудник Лаборатории, аспирант НИ ТГУ Евгения Аленина);
  • «Желательная сложность» (проект направлен на исследование фактов, связанных с влиянием использования различных шрифтов на процесс запоминания информации).

Сотрудники Лаборатории подробно представили цели и задачи проектов, механику их реализации. Были даны ответы на все возникшие вопросы педагогов и обучающихся. Итоговые заявки на участие в проектах представили 10 общеобразовательных организаций.

Прежде чем приступить к работе над проектами была проведена организационная встреча с руководителями проекта и участниками, по итогам которой каждая общеобразовательная организация определила группу школьников – исследователей, а также по одному ответственному педагогу-куратору. После этого команды школьников получили все необходимые материалы, инструкции и приступили к работе.

В рамках первого этапа команды занимались этической стороной исследования: оформляли и собирали согласия от руководителей общеобразовательных организаций, родителей (законных представителей) обучающихся для легального сбора данных от школьников в возрасте 14-17 лет. В рамках этого этапа участники познакомились с тем, что такое этика исследований, почему важно получать этическое согласие на любое исследование с участием людей и как это сделать. После того, как согласия были собраны, команды приступили ко второму этапу: сбору данных. Команды школьников – исследователей распространили ссылку на материалы исследования среди участников. Общее время исследования занимало 7 минут, участники отвечали на несколько вопросов по темам указанных проектов. Участие в исследовании являлось добровольным, поэтому основная задача команд заключалась в мотивировании участников. После того, как данные были собраны, команды сформировали запрос данных и получили анонимизированные данные по своей школе для проверки гипотез и статистического анализа (третий этап). Результатом работы стала презентация по проекту с описанием каждого из его этапов.

Пять команд успешно справились с задачей и завершили все три этапа. В результате работы удалось собрать данные о более чем 300 респондентах из различных школ. Эти данные стали частью большого исследования, которое посвящено созданию эффективного инструмента диагностики тревожности у обучающихся. Полученные данные будут опубликованы в виде научной статьи в международном рецензируемом журнале.

28 апреля на базе Лаборатории состоялось научно-образовательное мероприятие «Открытая наука: путь к исследованию», в котором приняли участие педагоги и школьники, а также представители исследовательского коллектива Лаборатории, магистранты и сотрудники НИ ТГУ, ОГБУ «РЦРО».

Исследователи Лаборатории рассказали о вкладе школьников в масштабные научно-исследовательские проекты и важности соблюдения ключевых принципов исследовательской этики. Также участникам мероприятия был представлен проект «Гранит науки» (руководитель – Линар Ахметшин), направленный на развитие гражданской науки. В рамках мероприятия подведены общие итоги взаимодействия Лаборатории с общеобразовательными организациями по реализации исследовательского проекта «Метод измерения общей и специфичной тревожности: новый подход к существующим инструментам». Далее школьники представили результаты своей проектной деятельности. Выступления обучающихся из школы № 197 (ЗАТО Северск), гимназии № 6 (г. Томск) и особенно обучающейся школы № 4 имени И.С. Черных г. Томска Ермаковой Арины, которая в одиночку организовала работу в школе по проекту, были очень эмоциональными и содержательными, спикерами отмечено большое удовлетворение от проделанной работы и полученных результатов. Всего в мероприятии участвовали 27 человек.

Затем сотрудник Лаборатории Дарья Мацепуро и старший методист отдела выявления и поддержки молодых талантов ОГБУ «РЦРО» Пушкаренко А.Б. вручили благодарственные письма педагогам и сертификаты обучающимся, которые активно включились в сотрудничество с Лабораторией.

Мероприятие завершилось экскурсией, во время которой участники познакомились с организацией и принципами работы Лаборатории, узнали о проведении научных экспериментов с использованием оборудования для молекулярно-генетических и психофизиологических исследований, в том числе, с использованием электроэнцефалограммы и айтрекера.

Команды школьников под руководством педагогов выразили желание продолжить сотрудничество с Лабораторией в 2022/23 учебном году, начиная с сентября. Эта инициатива поддержана сотрудниками Лаборатории и ОГБУ «РЦРО».

Информация на сайте Департамента общего образования Томской области>>>

Подробнее>>>

Оставить ответ