26 августа 2014 г. в рамках X-го Регионального фестиваля педагогических идей и инновационных разработок состоялась лаборатория «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение детей с особенностями психофизического развития в условиях ФГОС», в которой приняли участие 25 педагогов Томской области.
Ведущий лаборатории: Е.А. Филимонова, старший методист отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО», учитель-дефектолог.
В работе лаборатории приняло участие 25 педагогов из 15 общеобразовательных организаций 6 муниципальных образований Томской области (г. Томск, ЗАТО Северск, г.о. Стрежевой, Кожевниковский, Кривошеинский, Молчановский районы).
Среди участников: заместители директора (2 чел.), заместитель заведующего (1 чел.), учителя-предметники (5 чел.), учителя начальных классов (4 чел.), учителя-дефектологи (2 чел.), учителя-логопеды (3 чел.), педагоги-психологи (6 чел.), старший методист (1 чел.), преподаватели Томского государственного педагогического университета (1 чел.).
Основными задачами лаборатории стало обсуждение проблем и перспектив профессиональной деятельности педагогов, презентация позитивного опыта педагогов по сопровождению детей с ОВЗ и индивидуальными психофизическими особенностями в условиях общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений Томской области.
Педагогическое взаимодействие началось с выступления Е.А. Филимоновой на тему
Особый интерес собравшихся вызвало представление опыта коррекционной работы учителей-логопедов и учителей-дефектологов, работающих с детьми, психофизическое развитие которых осложняется речевыми и познавательными нарушениями.
С.Л. Вдовина, учитель-логопед МБОУ «СОШ № 83» ЗАТО Северск, в выступлении
Н.А. Мёдова, учитель-дефектолог, к.п.н., ТОГКОУ школа-интернат для обучающихся III-IV вида № 33 г. Томска, старший преподаватель ФГБОУ ВПО ТГПУ (
А.И. Сергеева, учитель-логопед, старший преподаватель, аспирант ФГБОУ ВПО ТГПУ (
Учителя начальных классов представили опыт сопровождения детей с синдромом дефицита внимания и двигательной активностью (СДВГ), продемонстрировали специальные дидактические пособия, позволяющие скорректировать отвлекаемость и расторможенность школьников с СДВГ. В выступлениях были даны рекомендации по формированию в детской среде толерантных взаимоотношений; использованию на уроках английского языка технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), способствующей развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
—
—
—
—
Группа педагогов ТОГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная Школа-интернат № 15 I, II вида» представили коррекционно-адаптивные методики и технологии, используемые в процессе психолого-педагогического сопровождения глухих и слабослышащих детей в условиях школы-интерната:
—
—
—
Таким образом, сурдопедагоги и сурдопсихологи отметили, что сочетание традиционно-коррекционных и инновационно-образовательных технологий (адаптивные, коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, проектные, контрольно-корректирующие, интерактивные) выступает как фактор эффективного психолого-педагогического и социального сопровождения детей с сенсорными нарушениями, обеспечивает естественный переход на ФГОС.
Особой эмоциональностью и практической направленностью отличался опыт коррекционной работы педагогов-психологов в сотрудничестве с педагогами-предметниками:
—
—
—
Данные педагоги использовали музыкальные заставки, тематические фотографии, видеоролики о высоких достижениях детей с ОВЗ, создали позитивную эмоциональную атмосферу, включив участников лаборатории в музыкально-ритмические и подвижные игры с предметами и музыкальными инструментами.
Таким образом, в рамках лаборатории педагоги:
- Рассмотрели проблемы и перспективы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с проблемами в развитии.
- Изучили профессиональные компетенции педагога, необходимые для сопровождения детей с особенностями психофизического развития и ОВЗ (знание закономерностей и кризисов детского развития; умение выявлять особенности психофизического развития в процессе наблюдения за детьми; готовность к взаимодействию с психолого-медико-педагогическим консилиумом; владеть специальным категориальным аппаратом («анамнез», «ретардация», «асинхрония», «дисфункция», «генезис», «девиация», «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «дезадаптация», «депривация» и др.; умение составлять программы индивидуального развития и комфортную образовательную среду в образовательных организациях всех типов; навык составления характеристики ребенка с учетом психолого-педагогических и социальных особенностей его развития; знание стилей, моделей системы семейного воспитания; владение инклюзивными технологиями обучения, воспитания, коррекции; умение развивать у обучающихся универсальные учебные действия, социальное поведение, навыки поликультурного общения, толерантность и др.).
- Представили опыт психолого-педагогического и социального сопровождения детей с особенностями психофизического развития.
- Отметили необходимость систематически проводить образовательные мероприятия по распространению практического опыта коррекционной работы педагогов Томской области.
Е.А. Филимонова, старший методист отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО»
Оставить ответ
Вы должны авторизоваться чтобы оставить комментарий.