В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации и Томской области, в условиях модернизации образования особую актуальность приобретает проблематика В современных условиях социально-экономического развития Российской Федерации и Томской области, в условиях модернизации образования особую актуальность приобретает проблематика компетентностного подхода в образовании. Особое внимание уделяется задаче развития проектно-исследовательских компетенций обучающихся, которые составляют основу формирования предпринимательской и инновационной культуры деятельности. В многолетнем опыте инновационной деятельности коллектива МБОУ «Северская гимназия» по развитию проектно-исследовательского опыта школьников на основе разработок, основанных на концепции и технологиях программы гуманитарного сопровождения образовательных инициатив выявился блок концептуальных и методических вопросов, связанных с формированием образа будущего, самоопределения и профессиональной ориентации школьников, в том числе, ориентацией на перспективные научные и научно-технологические направления в выборе профессиональных сфер. Содержание образовательных событий в рамках реализации региональных проектов ОГБУ «РЦРО» совершенствовалось в течение определенного времени и привело к смещению вектора событий в сторону прогнозирования будущего, в том числе образовательных маршрутов.На основе годового цикла образовательных событий, который связан с программой Областного открытого молодежного форума «Новое поколение: кадровый ресурс XXI века», аккредитованного событий Регионального проекта «Молодёжный кадровый ресурс системы общего образования Томской области», постепенно расширялся спектр методов и форматов по освоению различных подходов к прогнозированию и сценарному представлению образа будущего. Основная цель состоит в создании достаточно надежных и аргументированных оснований для формирования контуров видения собственной образовательной траектории и профессионального самоопределения старшеклассников. Несколько лет командой разработчиков разрабатывались новые пилотные форматы работы с видением будущего старшеклассников: это проекты «Школа карьерного дизайна», «Образовательный навигатор», «Школьный предпринимательский инкубатор», «Фестиваль юных дизайнеров», Форум «INFOrm — поток» и «Образовательный форсайт».
В ходе анализа пилотных реализаций удалось выявить наиболее актуальную для дальнейшего развития инновационной деятельности область исследований.
Выявилось, что на фоне широкого разнообразия в сфере общего образования действующих подходов и технологий все большую остроту приобретает вопрос о роли и значении прогнозных компетенций в структуре проектного опыта. Способность определять перспективность проектных разработок на основе формирования знания о будущем становится показателем предпринимательской и инновационной культуры мышления и деятельности. В связи с этим актуализируется вопрос об основаниях, подходах, технологиях и конкретных методиках и способах влияния на становление образа будущего, понимание реальных тенденций формирования будущего. Изучение мирового опыта показало, что проблемы введения знаний о будущем является одним из наиболее обсуждаемых в мировой практике образования детей и взрослых. В этом контексте одним из значимых современных мировых трендов становится направление «Foresight in Learning / Использование форсайта в обучении», направленное на введение в содержание современного школьного и университетского образования современных форсайт-исследований. При этом основная проблема видится в том, чтобы найти адекватные методы и технологии по использованию результатов современных форсайт-исследований и методов форсайта в решении задач развития инновационной культуры и соответствующих компетенций школьников и студентов. Актуальность направления «Foresight in Learning / Использование форсайта в обучении» для развития компетенций в области инновационной деятельности, инженерно-технических и научно-технологических сферах современной экономики охватывает как уровни школьного образования, так и уровни профессионального и высшего образования. Этот факт является принципиально важным в первую очередь для старшей школы, которая обеспечивает переход в область высшего образования.
Содержание, цели и задачи программы.
В основе инновационной программы «Образовательный форсайт» — авторская социогуманитарная разработка «образовательный форсайт», которая позволяет реализовать принципиально новый подход к работе с образами будущего у старшеклассников, и способствует развитию инновационной культуры и форсайтного мышления молодежных сообществ. Данная технология популяризирует современные форсайт-исследования (foresight-study) и вводит знания о прогнозах и трендах научно-технологического развития общества в содержание школьного образования.
Цель программы «образовательный форсайт для старшеклассников» — освоить базовые принципы форсайтного мышления и научиться создавать контуры образовательных сценариев с учетом влияния перспективных «прорывных технологий» на изменения в экономике, обществе, культуре и образовании. Это крайне важно для построения индивидуальных образовательных траекторий и профессионального самоопределения с точки зрения 20-летней перспективы.
В результате программа позволяет двигаться в решении ряда актуальных современных задач модернизации школьного образования:
- развитие физико-математического, инженерно-технического и естественнонаучного направлений, развитие мотивации старшеклассников к изучению предметов естественнонаучного и физико-математических циклов, развитию научно-технических и инженерно-технологических способностей,
- формированию нового стиля гуманитарного мышления старшеклассников в эпоху научно-технологических революций, способного к системным проективным, прогнозным, сценарным форматам знания и действия, основанным на анализе трендов научно-технологического развития,
- профессиональное самоопределение и профориентация старшеклассников в перспективных приоритетных направлениях научно-технологического развития региона и государства.,
- разработка инновационных социогуманитарных методов, направленных на создание образовательной среды, в которой формируются значимые ориентиры для построения индивидуальных образовательных траекторий и программ, определения контуров образовательных сценариев старшеклассников,
Технологические особенности и опыт реализации программы.
I раздел. Нормативно-правовые документы организации образовательных событий по технологии «Образовательный форсайт».
Всероссийский конкурс — 2013 год.
Всероссийский конкурс — 2014 год.
Всероссийский форум-конкурс — 2015 год.
Форум-конкурс — 2016 год.
II Всероссийский образовательный Форум-конкурс «Новое поколение — ресурс будущего» (5-7 сентября 2016 года на базе ООО Санаторий «Синий утёс»).
Форум-конкурс 21-23 марта 2017 года.
Открытый образовательный форум «Новое поколение — ресурс будущего» 29-31 октября 2018 года.
II раздел. Описание опыта работы по технологии «Образовательный форсайт».
III раздел. Медиа и информационные ресурсы для потеницальных участников образовательных событий по технологии «Образовательный форсайт».
«Копилка форсайта»
IV раздел. Информационные площадки технологии «Образовательный форсайт».