Архив проекта «Развитие гражданского образования» за 2021 год
Руководитель:Лыжина Надежда Петровна, директор ОГБУ «РЦРО», председатель Совета ТРО ООО «Всероссийское педагогическое собрание»
Координаторы:
Захарова Елена Владимировна, заместитель директора по организационно-методической работе ОГБУ «РЦРО»;
Ковалев Егор Владимирович, заместитель директора — начальник отдела выявления и поддержки молодых талантов ОГБУ «РЦРО»;
Чистяков Юрий Александрович, заместитель директора — начальник отдела воспитания ОГБУ «РЦРО».
Цель:создание возможностей для формирования гражданственности, нравственных ценностей, правовой и политической культуры, личностного развития обучающихся Томской области в интересах каждого человека, семьи, общества и государства.
Задачи:
создать условия для совершенствования содержания, нормативно-правового, организационно-методического и ресурсного обеспечения гражданского образования;
способствовать развитию правовой и политической культуры обучающихся, активной гражданской позиции, гражданской ответственности, ученического самоуправления и расширению конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы;
привлечь обучающихся, детско-взрослое сообщество к реализации социально значимых инициатив, проектов, участию в добровольческом/волонтерском движении.
Целевые группы: участники органов государственно-общественного управления образованием, руководители и специалисты образовательных организаций и органов управления образованием, обучающиеся и их родители (законные представители), представители общественных организаций и граждане, участвующие в управлении образованием.
Подготовка отчета о реализации Регионального проекта
Ожидаемые результаты:
Разработаны и реализованы образовательные программы, проведены регулярные конкурсы, образовательные события, направленные на развитие правовой и политической культуры обучающихся, активной гражданской позиции, гражданской ответственности, ученического самоуправления и расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы.
Разработаны и реализованы программы стажировок для педагогических работников и обучающихся, программы по обучению представителей органов государственно-общественного управления образованием.
Реализованы социально значимые инициативы, проекты обучающимися и детско-взрослыми сообществами, в том числе в добровольческом/волонтерском движении.
Расширена сеть социальных партнеров, действуют сообщества профессиональных и общественных экспертов по реализации проектов и программ гражданской направленности
Показатели эффективности реализации проекта:
Увеличение количества организаций региональной сети Центров гражданского образования (от 40 до 50 организаций).
Увеличение числа слушателей, прошедших обучение по образовательным программ в Центрах гражданского образования (от 1900 чел. до 2500 чел.).
Увеличение участников образовательных событий, сессий гражданской направленности (от 3000 чел. до 3800 чел.).
Положительная динамика реализованных социально значимых инициатив, проектов обучающимися и детско-взрослыми сообществами Центров гражданского образования (не менее 40 ежегодно).
Положительная динамика доли слушателей Центров гражданского образования, имеющих достижения на всероссийском и международном уровнях (от 6% до 10%).
Положительная динамика количества педагогических работников, представителей органов государственно-общественного управления образованием, прошедших обучение по вопросам гражданского образования (не менее 300 чел. ежегодно).
Стабильная доля привлеченных специалистов из профессионального сообщества, консультантов-обучающихся для реализации образовательных программ Центров гражданского образования (не менее 50% ежегодно).
Стабильное количество просмотров контента по реализации мероприятий проекта на официальном сайте ОГБУ «РЦРО» и группе ВКонтакте «Гражданское образование в Томской области» (не менее 11 000 просмотров ежегодно).
Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». / В.П. Пахомов. – Самара, 2005.
Методика разработки и реализации социального проекта «Гражданин»:Учебное пособие. / В.П. Пахомов. – Самара, 2008.
Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие. / Под редакцией к.п.н. Н.М. Воскресенской. – Москва, 2003.
Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. Москва. 2004.
Сборник практико-ориентированных занятий Центров гражданского образования Томской области / Под ред. Лыжиной Н.П., Чистякова Ю.А. – Томск: ОГБУ «РЦРО», 2014.
Школа гражданской активности / Методическое пособие. Под ред. Чистякова Ю.А., Сладкиной Е.Г. – Томск: ОГБУ «РЦРО», 2013.
Компетентностный подход в гражданском образовании обучающихся: реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Методическое пособие. Под ред. Лыжиной Н.П., Чистякова Ю.А. – Томск: ОГБУ «РЦРО», 2012.
С 2010 по 2017 годы на областной конкурс на лучшие социально-образовательные проекты представлено 217 проектов, инициированных и реализованных школьниками, родителями и педагогами на основе социального партнерства, в том числе с бизнес-структурами, 88 проектов по результатам конкурса получили поддержку.
В 2017 году 1 проектная команда стала победителем Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна — моя Россия».
В период с 2002 по 2018 годы участниками областного этапа Всероссийской Акции «Я – гражданин России» стали 592 проектных команды, призёрами – 81 проектная команда. В реализации социальных проектов приняли участие более 7 тыс. детей и взрослых. Доля проектов, в рамках которых обучающиеся добились практического результата и смогли решить актуальную для местного сообщества проблему, составляет 94% от общего числа проектов.
За годы Акции Победителями и призёрами Всероссийского этапа стали 28 проектных команды школьников Томской области. Премию Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи с 2006 года получили 18 проектных команд Томской области.
В 2018 году две команды Кожевниковской школы № 1, команда Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска и команда Центра дополнительного образования г.о. Стрежевой стали победителями Всероссийской акции среди 200 команд и более чем 2500 участников.
В 2017-2018 учебном году во Всероссийской программе «Ученическое самоуправление» III место в конкурсе на звание лучшей общеобразовательной организации, развивающей ученическое самоуправление, заняла команда Демократической республики «Содружество свободных городов» Кожевниковской школы № 1, III место во Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления «Следуй за мной. Следуй за ученическим самоуправлением», занял Даниил Фурманов из Кривошеинской школы имени Героя Советского Союза Ф.М. Зинченко. Во Всероссийском форуме «РДШ – территория детского самоуправления» приняла участие команда Кожевниковской школы № 2.
Порядок предоставления документов для возмещения средств, затраченных на оплату транспортных расходов для обучающихся и сопровождающих их лиц – участников мероприятий регионального, межрегионального, всероссийского, международного уровней
Конкурс на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры и на звание «Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры»