Сетевая инновационная площадка ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение».
В 2016 году ОГБУ «Региональный центр развития образования» получил статус «Сетевая инновационная площадка ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (далее – инновационная площадка) по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение»».
Инновационная деятельность в рамках данной площадки осуществляется под научным руководством заместителя директора по научной работе, кандидата психологических наук, доцента ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» Кириллова Ивана Львовича и соавтора образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение», генерального директора издательства «Национальное образование», кандидата экономических наук Федосовой Ирины Евгеньевны.
Руководитель инновационной площадки Томской области:
- Лыжина Надежда Петровна, директор ОГБУ «РЦРО»
Координатор:
- Прасолова Марина Юрьевна, старший методист отдела развития образовательных систем ОГБУ «РЦРО»
Участники инновационной площадки:
- 13 образовательных организаций Томской области, реализующих программы дошкольного образования из пяти муниципалитетов.
- Сеть образовательных организаций.
Цель: достижение нового уровня качества дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС дошкольного образования, отвечающего на вызовы современной социокультурной ситуации развития детства и отражающего современные научные и методические подходы к организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с использованием инновационной образовательной программы «Вдохновение».
Основные задачи инновационной деятельности:
- изучение современных научных и методических подходов к дошкольному образованию и, отражающих эти подходы, положений основной образовательной программы «Вдохновение» (далее — ООП «Вдохновение»);
- создание и обучение команды изменений для разработки и внедрения новой основной образовательной программы в дошкольных образовательных организациях (далее – ООП ДОО), назначение координатора инновационной площадки;
- разработка ООП ДОО, удовлетворяющей заданным требованиям качества дошкольного образования, на основе ООП «Вдохновение»;
- ознакомление участников образовательной деятельности ДОО с новой ООП ДОО, ее коллективное обсуждение и совершенствование;
- обучение педагогов ДОО новым подходам к организации образовательной деятельности, новым педагогическим методам и инструментам, способам создания условий для осуществления образовательного процесса;
- выбор или создание групп в ДОО для участия в инновационной деятельности;
- подготовка психолого-педагогических условий реализации образовательной деятельности в соответствии с новой ООП;
- создание материально-технических условий осуществления образовательной деятельности в соответствии с новой ООП ДОО, в том числе, формирование развивающей предметно-пространственной среды как в групповом помещении, так и на другой территории (как внутренней, так и внешней) образовательной организации, а также создание других необходимых условий, заданных ФГОС дошкольного образования;
- разработка системы управления качеством внедрения и реализации новой ООП ДОО «Вдохновение» на основе подходов и инструментария УМК ООП «Вдохновение»;
- внедрение и реализация новой ООП ДОО «Вдохновение», оценивание образовательных эффектов нового образовательного процесса и содержания, предоставление обратной связи реализующим программу педагогам и руководству ДОО;
- разработка модели совершенствования образовательной деятельности, реализуемой по ООП ДОО, созданной на основе Программы «Вдохновение», в том числе, совершенствования условий и содержания образовательной деятельности;
- разработка методических и практических рекомендаций по разработке и внедрению ООП ДОО на основе Программы «Вдохновение» с учетом итогов работы инновационной площадки.
Планируемые результаты деятельности площадки:
ООП дошкольного образования, построенная на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение», позволит создать требуемые новые психолого-педагогические условия образовательной деятельности, которые позволяют:
- дать ребенку статус полноправного участника образовательных отношений;
- создать мотивирующую образовательную среду, обеспечивающую условия для наилучшего образования для каждого воспитанника ДОО;
- организовать «учебное сообщество», основанное на диалогическом принципе со-действия (со-конструкции), в котором активны все участники образовательного процесса: дети и взрослые совместно конструируют (создают) значения и смыслы, познают мир;
- поддерживать любознательность и инициативу ребенка, игровую деятельность во всех видах и формах, исследовательскую и другие формы детской активности;
- предоставить возможность всем участникам образовательной деятельности стать соавторами ее содержания;
- включать коррекционную работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществлять систематические педагогические наблюдения, фиксацию индивидуальной траектории развития – для понимания характеристик и особенностей воспитанников, их текущего уровня образовательных способностей и готовностей и пр.;
- реализовывать дифференцированное обучение, позволяющего добиваться высоких результатов образования каждого ребенка и детской группы в целом, предоставляющего детям возможность выбора способов работы (индивидуально или в группах), способов выражения, содержания деятельности и т.д., вести педагогическую работу в «зоне ближайшего развития» ребенка; уделять особое внимание,
- предоставлять равные шансы как одаренным, так и детям с проблемами в развитии (инклюзия), признавать и учитывать широкий спектр предпосылок развития детей, разнообразие в способностях и темпах развития;
- предусматривать вариативные формы реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретной ситуации, места расположения детского сада, особенностей детей и их семей на уровне планирования и содержания, при котором опыт, ценности педагогических коллективов, социокультурный контекст рассматриваются как ресурс образовательной работы и может быть реализовано в группах одного возраста, разного возраста, полного дня, кратковременного пребывания;
- обеспечивать методическую поддержку разнообразных форм сотрудничества организации с семьей;
- осуществлять регулярную работу по профессиональному совершенствованию педагогов;
- обеспечивать преемственность с начальным общим образованием.
Документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»
- Заявка на присвоение статуса СИП
- Приказ ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» №35 от 22.09.2016 года «Об утверждении сетевой инновационной площадки Института по теме «Модернизация образования в дошкольной образовательной организации в соответствии с современными требованиями к качеству дошкольного образования на основе инновационной образовательной программы «Вдохновение»
- Методические рекомендации по организации, проведению и подведению итогов образовательных событий в сети дошкольного образования
- Порядок организации, проведения и подведения итогов образовательных событий в сети дошкольного образования
- План реализации проекта на 2018 год
- План реализации проекта на 2017 год
Мы в социальных сетях:
План мероприятий СИП «Вдохновение» на 2020 год
Базовые образовательные организации:
№ |
Название образовательной организации | Координатор | Контактный телефон |
Город Томск | |||
1 | МБДОУ № 20 г. Томска | Ведерникова Юлия Васильевна, старший воспитатель | 8 (3822) 995-013 |
2 | МБДОУ № 21 г. Томска | Шиленок Алевтина Владимировна, заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе | 8 (3822) 472-710 |
3 | МАДОУ № 28 г. Томска | Фатеева Ольга Ивановна, старший воспитатель | 8 (3822) 715-755 |
4 | НИ ТГУ, детский сад № 49 г. Томска | Аршикова Ольга Фёдоровна, старший воспитатель | 8 (3822) 422-066; 8 (3822) 412-930 |
5 | МАДОУ № 82 г. Томска | Окушова Гульнафист Алтаевна, заместитель заведующего по научно — методической работе | 8 (3822) 674-818 |
6 | МБДОУ №133 г. Томска | Ревичева Нина Владимировна, старший воспитатель | 8 (3822) 264-896; 8 (3822) 262-888 |
ЗАТО Северск | |||
7 | МБДОУ «Детский сад № 50» ЗАТО Северск | Еремина Наталья Владимировна, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе | 8 (3823) 529-275 |
8 | МБДОУ «Детский сад № 47» ЗАТО Северск | Мухина Александра Иннокентьевна, заведующий | 8 (3823) 525-906 |
Городской округ Стрежевой | |||
9 | МДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 3 «Петушок» г.о. Стрежевой | Попова Александра Ивановна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | 8 (3825) 954-460 |
10 | МДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 5 «Золотой ключик» г.о. Стрежевой | Лисовская Анастасия Владимировна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе | 8 (3825) 950-710 |
11 | МДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 7 «Рябинушка» г.о. Стрежевой | Сосновская Марина Видиславна, заведующий; Кулик Евгения Михайловна, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе |
8 (3825) 957-486 |
Колпашевский район | |||
12 | МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 14» г. Колпашево | Панова Людмила Николаевна, заместитель заведующего по инновационно — методической работе | 8 (3825) 453-184 |
Томский район | |||
13 | МБДОУ «Детский сад п. Аэропорт» Томского района | Копылова Надежда Владимировна, старший воспитатель |
8 (3822) 964-711 |
14 | МАДОУ «ЦРР — детский сад д. Кисловка» Томского района | Пупышева Галина Ивановна, заведующий; Иглакова Валентина Юрьевна, старший воспитатель |
8 (3822) 953-160 |
15 | МАДОУ «Детский сад с. Малиновка» Томского района | Борисова Ксения Николаевна, заведующий; Подистова Светлана Владимировна, старший воспитатель |
8 (3822) 920-297 |
Первомайский район | |||
16 | МБДОУ «Светлячок» Первомайского района | Яковлева Екатерина Ивановна, заведующий; Залевская Татьяна Александровна, старший воспитатель |
8 (38245) 21-162; 21-164 |