Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Вход и регистрация

Планы работы ТРЦРТ «Пульсар»

Спутники сайта

Старт региональной программы профессиональной адаптации и развития молодых учителей «Три горизонта»


Июнь 2012 – старт программы «Три горизонта», программы для молодых учителей и их наставников, для тех, кто хочет достичь большего в профессии, карьере и жизни, кто готов нести ответственность за свои действия и решения, добиваться лучших результатов для себя и системы образования Томской области.

29 молодых учителей и наставников из гг.Томск, Асино, Верхнекетского, Кожевниковского, Кривошеинского, Томского, Чаинского и Шегарского районов Томской области стали участниками программы.

Позади — ответы на вопросы директоров школ, методистов муниципальных органов управления образованием: про что программа? зачем программа? нужна ли она? Программы профессиональной адаптации и подготовки наставников реализуются во многих крупных компаниях. Для школьных учителей это сегодня не менее важно.
Спасибо директорам, поддержавшим, понявшим — чтобы оставались в школе молодые учителя, в них надо вкладываться.

Благодарим сотрудников муниципальных органов управления образованием, курирующих работу с молодыми специалистами, и надеемся на дальнейшее сотрудничество.

Программа «Три горизонта» ориентирована на использование индивидуализации, интерактивных методов, деятельностного подхода. А где и как молодые учителя и наставники «столкнутся» с деятельностным подходом, чтобы потом нести его собой в школу?

И появилось общее решение команды – тренинги, проводимые лучшими тренерами региона, только деятельностные формы работы с молодыми и наставниками.

18 — 19 июня.
Обучающий семинар (тренинг) для молодых учителей «Построение карты образовательных ресурсов профессиональной адаптации и развития молодых учителей»

Зоткин Андрей Олегович, к.филос.н., доцент кафедры управления образованием ТГУ, зам. директора по проектной работе ОГБУ «РЦРО», знакомясь с молодыми учителями, предложил определить роль, в которой они сейчас себя в школе ощущают (организатор, коммуникатор, друг и т.д.). Молодые учителя сформулировали свои ожидания от школы, учеников, педагогического коллектива, родителей, от самих себя и государства и проанализировали, насколько их ожидания совпали с реальностью.

Гулиус Наталья Сергеевна, к.фил.н., доцент кафедры управления образованием ТГУ, провела тренинг коммуникативных навыков.

Молодые учителя в жанре интервью с собеседником создали карту компетенций молодого учителя, наработали навыки презентации (себя, коллег, образовательного продукта и т.д.), развили навыки активного слушания, обратной связи, исследовали собственную стратегию коммуникаций, трансактные позиции в отношениях учитель-учитель, учитель — ученик, учитель — родитель, выявили проблемное поле отношений учитель-учитель, учитель — ученик, учитель — родитель и создали практические рекомендации по решению поставленных проблем.

Молодой учитель должен, с точки зрения участников тренинга, обладать следующими навыками и чертами: саморазвитие, способность к самообразованию, коммуникабельность, активность, амбициозность, позитивность, чувство юмора, рефлексия, владение новыми технологиями в образовании, эмпатийность, целеустремленность.

Из анкет обратной связи:

Карта компетенций молодого учителя («увидел свои слабые стороны, полезно, очень актуально, до этого мы видели только компетенции работника ВУЗа, 10 баллов! увидела, что мне нужно приобрести для работы»).

Игры и упражнения на сплочение, коммуникацию – «подул ветер», «пальма-ангел-слон»,
«бабушкин клубок», «сосед к соседу» и т.д. («актуально для развития памяти, внимательности, игры просто супер! сближение коллектива, формирование неформального общения, это самое актуальное для меня сейчас, применю на практике, буду играть в летнем лагере»).

Окно Джогари – обратная связь, листы на спинах («интересно посмотреть на себя со стороны, актуально, полезно, 10 баллов! необычно, взяли на заметку, познавательно, приятны отзывы участников, я теперь знаю, как меня воспринимают окружающие»).

20 — 21 июня.
Обучающий семинар (тренинг) для наставников «Организация наставничества»

Позиции наставника участники тренинга обсуждали с Зоткиным Андреем Олеговичем. Наставник – помощник (помогает осваивать учительский функционал), навигатор (знает места реализации), амортизатор (между педколлективом и молодым учителем), санизатор (снимает весь негатив), толкач («Ой! Боюсь проводить, боюсь участвовать!»), контролер (диагност профессиональных ошибок).

Вместе искали ответы на вопросы: что такое профессиональная адаптация, чего позволяет избежать правильно организованный процесс адаптации, какая связь между ожиданиями молодого учителя и его адаптацией; понимали, с какими процессами работает наставник.

А затем была ролевая игра «Как обучаются навыку»: наставники, разделившись на три группы, используя цветную бумагу, клей, ножницы, конструировали макет, осваивали технику передачи навыка.
Погудина Евгения Юрьевна, к.фил.н., доцент кафедры управления образованием ТГУ К, провела коммуникативный тренинг для наставников.

Наставники овладели навыками эффективной межличностной коммуникации: обсуждали и отрабатывали техники активного слушания (игровое упражнение «Метафорический парафраз»), техники регуляций эмоциональных состояний, (упражнения «Подчеркивание общности с партнером», «Словарь эмоций», «Метафорическая вербализация чувств»), составляли коллажи на темы: «Идеальный наставник», «Реальный наставник» и «Наставник-кошмар».

А затем выявляли и анализировали коммуникативные барьеры в работе наставника и молодого учителя, формулировали шуточные и серьезные варианты их преодоления.

Из анкет обратной связи:

«..тренинг оказался «замечательным примером использования активных приемов в своей работе», «этапом саморазвития», «возможностью познакомиться с участниками», «освоить коммуникативные техники для успешного общения», «поводом задуматься о своих эмоция и ощущениях», «новые эмоции, ощущения, легко и ненавязчиво изученные», «очень познавательным».

Наиболее полезными, по мнению участников, оказались работа в группе; сведения об эффективной организации обратной связи; игровые моменты, которые можно использовать и в работе с детьми, освоение коммуникативных техник.

Закончился первый этап созданием дистанционной площадка для взаимодействия молодых учителей, наставников и организаторов программы в социальной сети «ВКонтакте».

Сделан только первый шаг…Следующий – 22-23 августа 2012 г. на Фестивале педагогических идей: мастер-классы лучших учителей Томской области, победителей конкурса ПНПО, рефлексивные семинары и многого другого, очень интересного.

Наша команда:

Андрей Олегович Зоткин, к.филос.н., доцент кафедры управления образованием ТГУ, зам. директора по проектной работе ОГБУ «РЦРО»,
Ирина Геральдовна Маркидонова, начальник отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО»,
Наталья Евгеньевна Арестова, старший методист отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО»,
Анастасия Викторовна Василенко, старший методист отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО»,
Егор Владимирович Ковалев, старший методист отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО»,
Елена Анатольевна Филимонова, старший методист отдела управления человеческими ресурсами ОГБУ «РЦРО».

Пожелайте нам удачи!

И напоследок вопросы, которые уже задают: «Как можно попасть в программу?»
«Дополнительный набор участников программы проводится до 20 августа 2012 г., заявки принимаются по адресу: KovalevEW@yandex.ru

Оставить ответ