Вход и регистрация

Планы работы РЦРО

Спутники сайта

Совещание «Введение ФГОС и развитие инфраструктуры образовательной системы Томской области»

26 августа 2013 года в рамках августовской конференции работников образования прошло совещание по направлению «Переход к ФГОС нового поколения. Изменение школьной инфраструктуры и развитие дистанционного образования» реализации НОИ «Наша новая школа», Проекта модернизации региональных систем общего образования».

Руководитель: О.В. Шушпанова, председатель комитета развития образовательных систем Департамента образования Томской области.

Категория участников: заместители руководителей и специалисты муниципальных органов управления образованием, руководители и специалисты муниципальных методических служб, члены муниципальных стратегических команд проекта ННШ, специалисты ТОИПКРО и РЦРО.

Наименование
показателя
Еди-
ница
изме-
рения
2012
год
2013
год
2014
год
2015
год
2016
год
2017
год
2018
год
Численность
учащихся по
программам
общего
образования в
общеобразова-
тельных
организациях
тыс.
чело-
век
103,691 107,652 112,110 116,632 120,949 125,218 129,380
Численность
учащихся по
программам
общего
образования в
расчете на 1
учителя
чело-
век
 13,6  13,65  13,7  13,75  13,8  13,85  13,9
Удельный вес
учащихся
организаций
общего
образования,
обучающихся в
соответствии
с новыми ФГОС
(к 2018 году
обучаться по
ФГОС будут
все учащиеся
1 — 8
классов)
про-
центы
 22,3  31,63  41,64  51,91  61,75  70,93  80

Введение ФГОС является первым направлением инициативы «Наша новая школа», подготовка в введению ФГОС осуществлялась на протяжении почти десятилетнего периода и начало его введения в 2011 году на два года опередило введение нового ФЗ «Об образовании». Данное опережение возможно рассматривать как «апробацию» или опережающее введение  многих статей и норм закона. Введение ФГОС сопровождается рядом сопутствующих изменений, в том числе увеличением количества учащихся на одного учителя за счет использования новых технологий образования.

На начало нового учебного года в региональной образовательной системе по ФГОС начнут обучение учащиеся 1-3 классов, что составит 31,63% от общего числа учащихся. Что предполагает по отношению ко всей начальной школе выполнение следующих условий:

  • Разработку и реализацию образовательных программ, включающих блок внеурочной деятельности (до 10 часов);
  • Разработку и реализацию блока внеурочной деятельности, в том числе на основе интеграции с системой дополнительного образования и иными образовательными учреждениями, имеющими лицензированное право на ведение образовательной деятельности;
  • Создание информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС, которая бы позволила реализовывать дистанционные формы образования и сетевые модели образования;
  • 100% обеспеченность новыми учебниками;
  • 100% обеспеченность новым учебным оборудованием в соответствии с требованиями СанПинов;
  • 100% обеспеченность кадрами, прошедшими соответствующее повышение квалификации и владеющими технологиями нового содержания образования;

Разработку и реализацию плана поэтапного перехода каждого ОУ на ФГОС с целью обеспечения поэтапного выполнения выше обозначенных условий.

По данным регионального и федерального мониторинга данные условия выполняются. По отдельны условиям введения ФГОС удалось аккумулировать определенный ресурс, что позволило приступит к подготовке опережающего введения ФГОС в 10-х классах 5-ти  общеобразовательных учреждениях г.Северска  и с 2014 -2015 учебного года в 5 классах 53 общеобразовательных учреждений г.Томска и области.

 Проблемы

  1. Несоответствие содержания ПК задачам нового содержания образования при избыточности предметно – знаниевого содержания и недостаточности компетентностного.
  2. Недостаточный уровень интеграции системы общего и дополнительного образования.
  3. Формализованность оценки качества образования только по результам  ЕГЭ.
  4. Недостаточный уровень юридической и правовой грамотности всех субъектов  образовательного процесса (управленцев, руководителей, педагогов, родителей, обучаемых)  для эффективного использования потенциала нового законодательства.
  5. Несоответствие структур управления образованием на региональном и муниципальном уровнях новым задачам деятельности в условиях нового законодательства (управление на основе мониторинговых исследований, создание открытой информационной и образовательной  среды, использование потенциала государственно-общественного управления, повышение субъектности обучаемых).
  6. Недостаточный уровень обеспеченности качественным содержанием формально достигнутых показателей  модернизации (количество проведенных курсов ПК не гарантирует качество работы учителя, количество часов внеурочной деятельности не гарантирует высокого  уровня социализации личности обучаемого, количество школ, реализующих образовательный процесс в дистанционном режиме не гарантирует ни доли охвата этими формами обучающихся, ни тем более уровня сформированности у учащихся компетентностей).

Задачи деятельности по введению ФГОС в условиях «Закона об образовании в Российской Федерации»

Ст.2. 1),2). Осуществить корректировку  муниципальных и школьных программ развития с целью усиления воспитательной компоненты в связи с изменениями в определении понятия «образование» и «воспитание».

Ст.2.29).Осуществить корректировку муниципальных и школьных программ развития, планов деятельности методических служб в связи с определением понятия «качество образования» и учетом «соответствия потребностям юридического и физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы»

Ст.47, 5.2)  Повысить эффективность ПК, используя увеличение объемов учебного времени «Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.»

Ранее действующая норма предполагала срок – не реже одного раза в пять лет.

Ст.15.Осуществить корректировку ранее разработанных и реализованных моделей сетевой  формы организации образовательных программ.

Ст.16. Осуществить корректировку и доработку ранее используемых форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

До вступление в действие нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация дистанционного образования осуществлялась на основании Приказа Министерства образования и науки № 137 от 06.05.2005 года.

Ст.97 «Информационная открытость системы образования. Мониторинг в системе образования», в п.3 дает определение  данного «Мониторинга…», которое однозначно предполагает создание  его не только  структурного обеспечения, включая виды технического, научно-социологического обеспечения, но и представление образовательных программ и результатов их обучения, условий, учебных и внеучебных достижений обучающихся.

Ст.99.Разработать систему определения нормативных затрат на оказание государственной или муниципальной услуги, определяемому по каждому уровню образования ,виду и направленности (профиля) образовательных программ с учетом: форм обучения, ФГТ (при их наличии), типа образовательных организаций, сетевых форм образования, образовательных технологий и пр.

Задачи управления образованием

1. Обеспечить комплексное развитие региональной и муниципальных образовательных систем в условиях введения в действие Федерального закона №237-ФЗ «Об образовании в Российской федерации  на основе

  • исполнения  взятых обязательств в рамках проекта модернизации образовательной системы Томской области 2011-2013 гг.,
  • достижения целевых показателей инициативы «Наша новая школа» —достижение значения показателей («дорожной карты») «Изменения в сфере образования Томской области»,
  • исполнения Указов и Поручений Президента Российской Федерации.

2. Обеспечить содержательное качество количественных показателей состояния и развития региональной, муниципальных школьных систем образования.

3. Разработать и реализовать на всех уровнях управления образованием систему мер повышения юридической и правовой грамотности всех субъектов образовательного процесса в рамках нового правового поля образования.

4. Привести в соответствие структуры управления образованием и сопровождающих их служб на  региональном и муниципальных  уровнях задачам деятельности в условиях нового законодательства

Анализ некоторых изменений нормативного поля в условиях введения закона РФ  № 237«Об образовании в РФ».

После целенаправленной и длительной подготовки всего отечественного образования и региональных образовательных систем, в конце 2012 г. был принят Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон N 273-ФЗ, Закон об образовании, Федеральный закон № 273). Он был официально опубликован 30 декабря на интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru). Однако с этого момента в силу вступили лишь отдельные положения, большинство же положений начнет действовать с 1 сентября 2013 г.

Данный документ подготовлен Минобрнауки России в целях систематизации и совершенствования законодательства в области образования. Подготовка закона заняла несколько лет, в ходе которых создавались новые образовательные практики, которые и были институализированы в данном законе.

С 1 сентября 2013 г. он заменит целый ряд действующих нормативных правовых актов, например Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1), Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Закон N 273-ФЗ представляет собой комплексный документ, в который вошли и общие положения, и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольном, общем, среднем профессиональном, высшем образовании).

Рассматриваемый Закон сохранил существующие базовые принципы и нормы (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, правовых гарантий доступности и качества образования и др.). В тексте Закона N 273-ФЗ нашли отражение закрепленные действующим законодательством принципы общедоступности и бесплатности образования в России. Так, государство гарантирует общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые.

На некоторые изменения законодательства об образовании Российской Федерации хотелось бы обратить особое внимание:

1. Введены новые принципы государственной политики в сфере образовании:

создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе

недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования

сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования

2. Введена дополнительная задача законодательства Российской Федерации в сфере образования: создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства.

3. Установлено, что образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования (понятие «ступени» из понятийного аппарата исключено):

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

5. В Законе об образовании уточнены существовавшие ранее терминологические противоречия в отношении форм получения образования и форм обучения. С учетом международной практики, различающей понятия формального, неформального, информального образования, Закон об образовании устанавливает, что образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования).

Получение образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Обращаем внимание, что экстерн не вошел в этот список. Экстернат рассматривается в новом Законе не как форма обучения, а как форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательных организациях, а также получения документа об образовании лицами, получившими образование вне образовательных организаций

6. Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

7. Педагогические работники имеют трудовое право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года (пп2) п. 5 ст. 47). Ранее действовало правило, что педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

8. Необходимо обратить внимание, что новый Закон предусматривает возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Под электронным обучением Закон понимает организацию образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Несмотря на то, что такой режим реализации образовательных программ очень напоминает некоторые знакомые нам формы обучения (форма получения образования в данном случае очевидна), законодатель не решился приравнять электронное и дистанционное обучение к отдельным видам обучения. Вместо этого введено правило, согласно которому образовательные организации вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном Минобрнауки РФ (сейчас это Порядок использования дистанционных образовательных технологий , утвержденный Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. N 137); и тот же орган утверждает Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

9. Законом урегулирована сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой. Кроме того определено, что при реализации образовательных программ организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

10. Принцип информационной открытости и мониторинга системы образования является новацией образовательного законодательства, поскольку ранее образовательные законы лишь упоминали об информационной открытости и внутреннем мониторинге образовательных организаций.

11. Урегулированы особенности получения образования отдельными категориями граждан (например, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья).

Законом об образовании № 273-ФЗ предполагается принятие:

1) 15 нормативных актов Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы образование на подзаконном уровне. В настоящее время работа по принятию нормативных актов Правительства Российской Федерации завершена. Все нормативные акты приняты.

2) более 100 нормативных актов Министерства образования и науки Российской Федерации. Работа по разработке и принятию нормативных актов отраслевым органом в настоящее время активно ведется. Большинство актов прошли стадию общественного обсуждения и находятся на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Наиболее качественные материалы возможно найти: http://273-ФЗ.РФ

 На главную

Оставить ответ