Архив проекта «Развитие гражданского образования» за 2020 год
Руководитель:Лыжина Надежда Петровна, директор ОГБУ «РЦРО», председатель Совета ТРО ООО «Всероссийское педагогическое собрание»
Координаторы:
Захарова Елена Владимировна, заместитель директора по организационно-методической работе ОГБУ «РЦРО»;
Ковалев Егор Владимирович, заместитель директора —начальник отдела выявления и поддержки молодых талантов ОГБУ «РЦРО»;
Чистяков Юрий Александрович, старший методист отдела выявления и поддержки молодых талантов ОГБУ «РЦРО»;
Муравский Александр Владимирович, методист отдела выявления и поддержки молодых талантов ОГБУ «РЦРО».
Цель:Создание условий для развития гражданского образования, формирования правовых, культурных, нравственных ценностей обучающихся Томской области, их успешной социализации и эффективной самореализации в интересах инновационного социально ориентированного развития региона и страны.
Задачи:
обеспечить разработку и распространение деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий;
обеспечить разработку и реализацию образовательных программ с использованием сетевых форм, направленных на формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
способствовать развитию непрерывного образования участников образовательных отношений, включающего гибко организованные вариативные формы образования и социализации;
содействовать модернизации системы образования в направлении большей открытости, расширения возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их в управление образованием.
Целевые группы: участники органов государственно-общественного управления образованием, руководители и специалисты образовательных организаций и органов управления образованием, обучающиеся и их родители (законные представители), представители общественных организаций и граждане, участвующие в управлении образованием.
Разработаны и реализованы образовательные программы с использованием сетевых форм и деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий, направленных на формирование российской гражданской идентичности обучающихся.
Разработаны и проведены регулярные конкурсы, образовательные события, направленные на развитие компетенций обучающихся в принятии решений, затрагивающих их интересы, в работе в органах самоуправления и коллегиальных органах управления образовательных организаций.
Разработаны и реализованы учебные модули, программы стажировок для педагогических работников, представителей органов государственно-общественного управления образованием.
Расширена сеть социальных партнеров, действуют сообщества профессиональных и общественных экспертов по реализации проектов и программ гражданской направленности
Показатели эффективности реализации проекта:
Функционирование сети организаций, реализующих образовательные программы с использованием деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий гражданской направленности.
Увеличение доли обучающихся, вовлеченных в позитивную социально значимую деятельность (с 30% до 70% обучающихся).
Количество педагогических работников, представителей органов государственно-общественного управления образованием, прошедших обучение по вопросам гражданского образования (500 человек ежегодно).
Повышение доступности получения полной и объективной информации о деятельности управляющих, родительских и ученических советов.
Методика социально-образовательного проекта «Гражданин». / В.П. Пахомов. – Самара, 2005.
Методика разработки и реализации социального проекта «Гражданин»:Учебное пособие. / В.П. Пахомов. – Самара, 2008.
Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие. / Под редакцией к.п.н. Н.М. Воскресенской. – Москва, 2003.
Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. Москва. 2004.
Школа РОСТА: методическое пособие – методичка педагога, рабочая тетрадь участника проекта / составитель: Е.В. Насонова, Н.А. Максименко. – КРМОО Центр «Сотрудничество», Красноярск, 2008, 2009.
Победители и призеры регионального этапа Всероссийской олимпиады по вопросам избирательного права и избирательного процесса, декабрь 2019
Материалы СМИ:
Фейерверк талантов. Еженедельник «Пятница» от 29.12.2014 г. газета «Красное знамя».
Сборник практико-ориентированных занятий Центров гражданского образования Томской области / Под ред. Лыжиной Н.П., Чистякова Ю.А. – Томск: ОГБУ «РЦРО», 2014.
Школа гражданской активности / Методическое пособие. Под ред. Чистякова Ю.А., Сладкиной Е.Г. – Томск: ОГБУ «РЦРО», 2013.
Компетентностный подход в гражданском образовании обучающихся: реализация Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования / Методическое пособие. Под ред. Лыжиной Н.П., Чистякова Ю.А. – Томск: ОГБУ «РЦРО», 2012.
С 2010 по 2017 годы на областной конкурс на лучшие социально-образовательные проекты представлено 217 проектов, инициированных и реализованных школьниками, родителями и педагогами на основе социального партнерства, в том числе с бизнес-структурами, 88 проектов по результатам конкурса получили поддержку.
В 2017 году 1 проектная команда стала победителем Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий, «Моя страна — моя Россия».
В период с 2002 по 2018 годы участниками областного этапа Всероссийской Акции «Я – гражданин России» стали 592 проектных команды, призёрами – 81 проектная команда. В реализации социальных проектов приняли участие более 7 тыс. детей и взрослых. Доля проектов, в рамках которых обучающиеся добились практического результата и смогли решить актуальную для местного сообщества проблему, составляет 94% от общего числа проектов.
За годы Акции Победителями и призёрами Всероссийского этапа стали 28 проектных команды школьников Томской области. Премию Президента Российской Федерации для поддержки талантливой молодежи с 2006 года получили 18 проектных команд Томской области.
В 2018 году две команды Кожевниковской школы № 1, команда Дворца творчества детей и молодёжи г. Томска и команда Центра дополнительного образования г.о. Стрежевой стали победителями Всероссийской акции среди 200 команд и более чем 2500 участников.
В 2017-2018 учебном году во Всероссийской программе «Ученическое самоуправление» III место в конкурсе на звание лучшей общеобразовательной организации, развивающей ученическое самоуправление, заняла команда Демократической республики «Содружество свободных городов» Кожевниковской школы № 1, III место во Всероссийском конкурсе лидеров ученического самоуправления «Следуй за мной. Следуй за ученическим самоуправлением», занял Даниил Фурманов из Кривошеинской школы имени Героя Советского Союза Ф.М. Зинченко. Во Всероссийском форуме «РДШ – территория детского самоуправления» приняла участие команда Кожевниковской школы № 2.
Порядок предоставления документов для возмещения средств, затраченных на оплату транспортных расходов для обучающихся и сопровождающих их лиц – участников мероприятий регионального, межрегионального, всероссийского, международного уровней
Конкурс на соискание премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры и на звание «Лауреат премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры»